Научный
центр экологической токсикологии
|
История
коллектива, история Центра, история вопроса и не только...
Массовое облысение детей в г.
Черновцы в 1988 году.
Лаборатория по исследованию причин массовых отравлений
у детей.
Массовое
облысение детей в г. Силламяэ в 1989 году.
НЦЭТ-
отношения с госведомствами.
Позиция власти.
Заболевание
студентов и школьников в Свердловской области (1990 г.).
Массовое
заболевание детей на территории Алтайского Края 1989 - 1999 ("Желтые дети
Алтая").
Массовое заболевание детей в Зеленоградском Административном
округе г. Москвы.
о
санитарных правилах и нормах, о лицензиях и о приоритетах...
НЦЭТ- начало правового пути решения медико- экологических проблем.
Критерии проведения медико- экологической экспертизы.
Экспертиза последствия железнодорожной аварии на здоровье
населения поселка Мыслец Шумерлинского района Чувашии.
Экспертиза
по иску жильцов дома г. Новокузнецка к строительной организации.
Заканчивая описание нашей истории...
Питер Брейгель (старший). |
История
коллектива, история Центра, история вопроса и не только...
История
нашего коллектива началась в принципе со случайного участия в исследовании причин
массового облысения детей, которое произошло на территории Западной Украины
в г. Черновцы в 1988 году. Наш коллектив работал тогда в одном из научных Центров
III Главного Управления при МЗ СССР. Это управление занималось надзором за заболеваемостью
работников особо опасных производств (атомной промышленности, производства и
хранения химического оружия, и ряда других). Наше подразделение занималось,
в это время, системами детоксикации организма человека
и живой клетки и никакого отношения к решению практических проблем связанных
с отравлением граждан не имело.
Массовое облысение детей в г. Черновцы в 1988 году.
Возвращаясь к проблеме массового облысения детей в г. Черновцы следует сказать,
что это заболевание началось в августе 1988 года, а наше подразделение подключилось
к его исследованию перед ноябрьскими праздниками. Всё это время, на протяжении
трёх месяцев, проблемой облысения детей практически безуспешно занимались многочисленные
институты и клиники, которые специализируются на этих видах заболеваний населения.
Занимались этой проблемой институты токсикологии, токсикометрии, социальной
и промышленной гигиены, профпатологии и педиатрии. К её решению были подключены
специализированные подразделения судебно-медицинской экспертизы. К проблеме
загрязнения среды обитания были подключены подразделения Госкомгидромета. Поскольку
у всех на памяти была авария на Чернобыльской АЭС, то к решению проблемы были
подключены ведущие институты АН СССР - Институт имени Курчатова и многие другие.
В деле участвовали институты Госагропрома, работающие с пестицидами. В общем,
трудно было найти в СССР институт, который бы не принял то или иное участие
в бесплодных попытках решить проблему облысения детей.
При этом выдвигались самые невероятные версии происшедшего, которые со всей
серьёзностью рассматривались прокуратурой, заведшей по этому поводу многотомное
дело. Перечислим самые "крутые" из рассматриваемых версий.
1) Выпавшие на территории Украины радионуклиды в период аварии на ЧАЭС (и
это спустя 2 года после аварии на ЧАЭС).
2) Сгорание спутника в атмосфере над Черновцами (!).
3) Разлив военными на территории города жидкого ракетного топлива (гептила).
4) Преднамеренное отравление детей аптекарями, которые в Черновцах сплошь еврейской
национальности (и это, не смотря на то, что среди облысевших
было много еврейских детей).
5) Отравление детей пестицидами (и это в центре промышленного
города!).
6) Неизвестное заболевание грибковой природы (очень любит
наша медицина одно неизвестное объяснять с помощью другого неизвестного).
7) Отравление детей диоксинами, якобы содержащимися в орехах фундук, привезёнными
с востока (восток - дело тонкое!).
8) Отравление в связи со взрывом химического комбината в Румынии (при
этом в Румынии не регистрировалось подобных заболеваний).
Было множество и других, взятых с потолка версий, на проверку которых также
расходовались немалые средства. Вся проблема состояла в том, что все занимались
выдвижением пустых версий и никто ничего не измерял, а если кто-то, что-то и
измерял, то измерял, как правило, недостоверно, а если измерял достоверно, то
не находил при этом нормативных значений для оценки значимости полученных результатов.
Нашему коллективу понадобилось 9 дней, что бы решить проблему - выявить в тканях
детей токсичные вещества, найти их источник в городе и обосновать вредность
применяемого вслепую лечения детей, которое наносило им дополнительный вред.
Итоги
предпринятого нами исследования представлены на нашем сайте.
Лаборатория по исследованию причин массовых отравлений у детей.
После проведённого успешного исследования проблемы массового заболевания детей
в г. Черновцы, МЗ СССР организовал на базе нашего "закрытого" института
(ВНЦ МДЛ), выполняющего специфические заказы 3 ГУ при МЗ РФ "открытую"
лабораторию по "исследованию причин массовых отравлений у детей".
Наш коллектив получил от МЗ СССР средства на разработку методов исследования
причин массовых заболеваний химической этиологии. Кроме того, стараниями заместителя
министра здравоохранения, отвечающего в МЗ за охрану материнства и детства Александра
Александровича Баранова нам был подарен комплект аналитического оборудования
для разработки методов определения токсичных веществ в биосредах пациентов.
На протяжении нескольких лет наши разработки в области систем детоксикации организма,
в области выявления маркёров отравления высокотоксичными веществами, в области
идентификации и выявления массовых заболеваний химической этиологии финансировали
Минздрав РФ, Минобороны СССР, а потом МО РФ и Минэкологии РФ. Особенно значимую
финансовую поддержку в разработке методов идентификации массовых заболеваний
химической этиологии мы получали на протяжении многих лет от Комитета Здравоохранения
г. Москвы в рамках выполнения заказов по решению реальных медико-экологических
проблем столицы по программе "Дети Москвы". Список наших работы представлен
в разделе ОПЫТЫ. Таким образом, на протяжении
более чем 10 лет наш коллектив специализировался в области массовых заболеваний
химической и физической (по широкому спектру излучений) этиологии и получал
значимую финансовую поддержку практически от всех заинтересованных в решении
подобных проблем министерств и ведомств.
Надо отметить, что, начиная с 1988 года, мы не только и даже не столько занимались
разработкой идеологии, методологии, технологии и методов выявления, идентификации
и лечения массовых заболеваний химической и физической этиологии (это всё пришло
само собой с опытом), сколько практически решали реальные медико-экологические
проблемы территорий. При этом мы получали и получаем заказы на решение реальных
медико-экологических проблем не только от государственных и муниципальных структур,
но и от предприятий и организаций всех форм собственности, а также и от отдельных
граждан. Самые громкие медико-экологические проблемы, которые за 13 лет были
нами решены (а их несколько десятков) будут постепенно представлены на нашем
сайте.
После решения нами проблемы массового облысения детей в Черновцах нас стали
считать специалистами по облысению. Нас это очень веселило, поскольку на первых
порах после решения Черновицкой проблемы мы даже не планировали дальнейшее участие
в решении реальных медико-экологических проблем. Мы рассматривали свой первый
успех в этой новой для себя области, как случайный. Надо при этом отметить,
что существует несколько сотен патогенных факторов биологической, химической
и физической природы, воздействие которых может привести к облысению. Кроме
того, при воздействии химических или физических патогенов проявление массового
заболевания никогда не ограничивается каким либо одним симптомом (например облысением).
Если аккуратно проанализировать структуру заболеваемости населения, то можно
показать, что облысение всегда сопровождается ростом частоты регистрации большого,
и каждый раз уникального, перечня иных симптомов и заболеваний. Химические и
физические факторы действуют не очень избирательно, поражая многие ткани, органы
и системы организма. И в случае облысения детей в Черновцах мы пытались привлечь
внимание врачей к массе других проявлений массового заболевания, иногда даже,
с нашей точки зрения, более значимых, чем очевидное для всех облысение. Так,
например, на основе того, что в организм детей попали соли хрома, обладающего
канцерогенными свойствами, мы призывали чиновников от медицины наладить слежение
за онкозаболеваемостью и принять меры по её предотвращению. Но, увы, нам этого
не удалось сделать. Власть старалась как можно быстрее забыть об этом случае
массового заболевания, и не будучи заинтересованной в реальных компенсациях
пострадавшим, делала всё от неё зависящее что бы не дать нам до конца разобраться
со всеми проявлениями массового заболевания.
Массовое облысение детей в г. Силламяэ Эстонской ССР в 1989 году.
Тем не менее, наш успех именно на поприще идентификации массового облысения
детей предопределил наше участие в исследовании причин массового облысения детей
в г. Силламяэ Эстонской ССР в 1989 году. Чиновники от медицины всех уровней,
готовившие нашу поездку в Силламяэ инструктируя нас, ориентировали на таллий
(металл, который оказался причиной облысения детей в Черновцах). При этом чиновники
нам объясняли, что в Силламяэ расположена секретная фабрика по обогащению урана
(который добывался в Кохта-Ярве) и что в городе живёт в основном русское население,
обслуживающее это предприятие и что во всём виноваты эстонцы, которые специально
травят таллием наше население, чтобы вытеснить их со своей территории. Ещё в
поезде мы познакомились со своими случайными попутчиками - эстонцами и получили
от них всю "секретную" информацию по секретной фабрике. Нам рассказали,
что кроме урана эта фабрика получает лантаноиды, редкие металлы которые созалегают
с урановыми рудами. Наши попутчики подробно объяснили нам всю "секретную"
технологию обогащения урана с указанием всей вспомогательной химии, которая
при этом используется. Так что благодаря эстонцам мы приехали в Силламяэ во
всеоружии, зная то, что не смогли узнать в своём секретном главке и что мало
кто знал на месте. Надо сказать, что и в этот раз нас подключили к решению проблемы
не сразу, а спустя несколько месяцев безрезультатной работы большой группы врачей
и учёных из специализированных институтов III ГУ при МЗ РФ - в том числе Ленинградского
института токсикологии, Волгоградского инстиитута гигиены и Института атомной
энергии им. Курчатова. Нашей небольшой группе, к тому времени уже хорошо вооружённой
базами данных по токсикологии нескольких сотен тысяч веществ и патогенных факторов
физической природы, понадобилось несколько дней, что бы решить эту проблему.
Как мы и предполагали облысение детей в Силламяэ имело совсем иные причины,
чем в Черновцах. Оказалось, что это облысение связано именно с действием фабрики
по обогащению урана. В дальнейшем мы поместим на нашей страничке результаты
исследования причин массового облысения детей в г. Силламяэ, а сейчас опять
небольшое, но важное отступление.
Мы были неприятно удивлены, когда через некоторое время была обнародована официальная
версия массового облысения детей в Силламяэ, никак не связанная с работой фабрики
по обогащению урана. Чиновники совершили явный подлог и "объяснили"
массовое заболевание детей присутствием в питьевой воде солей т.н. тяжёлых металлов.
Почему и как эти соли появились в питьевой воде именно зимой 1989 года чиновники
объяснять не стали. Ещё при разборе в МЗ СССР случая массового заболевания детей
в г. Черновцы, сопровождающегося в том числе и облысением мы встретили явное
неприятие чиновниками от медицины и санитарно-эпидемиологической службы (СЭС)
нашей, доказанной и обоснованной измерениями и токсикологическими данными, версии.
Чиновников больше устраивала ложная и надуманная версия с грибком неизвестной
природы или, на худой конец, не менее надуманная версия с отравителями -аптекарями.
Но признать доказанную версию с неграмотной утилизацией промышленных отходов
для изготовления строительных материалов на кирпичных заводах г. Черновцы, чиновники
ни за что не хотели. Их даже не останавливало то, что не признав реальную версию,
нельзя было реализовать целенаправленные и этиотропные методы эффективного лечения
пострадавших. Неправильно понимаемая чиновничеством "честь мундира"
мешала и мешает эффективной деятельности многочисленных государственных служб,
призванных охранять здоровье населения от действия патогенных факторов химической
и физической природы, загрязняющих среду обитания. Такая ситуация с сопротивлением
чиновничества, спасающего "честь своего мундира" в ущерб здоровью
граждан, воспроизводится каждый раз, как только мы исследуем очередную проблему
массового заболевания населения. Чиновник, не обеспечивший продуктивной работы
своего ведомства по исследованию причин массового заболевания населения, не
заинтересован в озвучивании реальных причин происшедшего. Как будет нами показано
ниже, отечественные службы, призванные защищать население от патогенного действия
химических и физических факторов, в принципе не в состоянии решать эту задачу.
Вместо активного исследования ситуации эти службы настроены на её пассивное
отслеживание, без принятия каких-либо эффективных управленческих решений. Эти
службы занимаются бессмысленным социально-гигиеническим мониторингом и столь
же бессмысленным и малопродуктивным монитрингом здоровья населения.
Что касается случая облысения детей в г. Силламяэ, то спустя несколько лет мы
узнали что этому случаю была посвящена специальная конференция, на которую наш
коллектив, выявивший реальную причину массового заболевания, приглашён не был.
На примерах многочисленных, исследованных нами случаях массовых заболеваний
населения мы поняли, что ведомства часто, по целому ряду причин, не заинтересованы
решать реальные медико-экологические проблемы и всегда намерены замалчивать
истинные причины, получая свою мелкую выгоду. Поняв это, мы в 1992 году вышли
из состава государственного института и организовали свой Научный
центр экологической токсикологии - организацию, деятельность которой
не подвластна произволу чиновников, ...по крайней мере мы так думали в то время.
НЦЭТ -отношения с госведомствами.
Но ещё до этого, в начале 90 годов в отношениях нашего подразделения с ведомствами
сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны наше подразделение достаточно
хорошо финансировалось сразу несколькими министерствами и ведомствами. Нас подключали
к исследованию самых громких случаев массовой интоксикации населения, с нами
сотрудничали прокуратура и следствие, нашу, не совсем безопасную работу на территориях,
прикрывали сотрудники КГБ и МВД. Но, с другой стороны, практически каждый раз,
когда мы в Минздраве докладывали результаты своих исследований, возникала коллизия
с представителями той же самой власти, особенно в лице санитарно-эпидемиологической
службы, да, впрочем, и со стороны лечебной медицины. Почему нам противостояла
СЭС было понятно с самого начала. Мы профессионально и качественно выполняли
те задачи, которые были официально возложены на подразделения СЭС, и которые
эта служба, по целому ряду причин, выполнять не могла, да и не может и в настоящее
время. Почему с нами отказывалась в то время полноценно сотрудничать лечащая
медицина, с которой мы не конкурировали, для нас долгое время было загадкой.
Однако проанализировав результаты своей деятельности мы, в конечном итоге, поняли
почему лечащая медицина долго не благоволила нам. Начиная с нашего первого исследованного
случая массового заболевания в Черновцах мы, на основе анализа причин заболевания
выявляли неэффективность лечебных мероприятий применяемых вслепую. В своей дальнейшей
деятельности мы постоянно демонстрировали, что лечение массовых заболеваний
химической этиологии вслепую или по показаниям наносило пациентам больше вреда,
чем пользы. Кому же может понравиться постоянное уличение в ошибочной деятельности,
наносящей вред пациентам? В рамках постоянно воспроизводящейся коллизии, у нас
возникал очевидный вопрос: "Если власть не доверяет нашим результатам,
если она не всегда использует их для принятия эффективных решений по ликвидации
медицинских последствий аварий, то почему нас каждый раз с завидным постоянством
всё-таки посылают на исследование очередного случая массового заболевания"?
Единственное, что нас настораживало при этом, так это то, что нас практически
никогда не призывали вступить в дело сразу, по горячим следам аварии или массового
заболевания, когда шансы установить причину наиболее высоки и когда затраты
на установление истины минимальны.
Такая позиция власти со временем пошла нам даже на пользу.
Мы разработали совершенную методологию которая позволяет с высокой степенью
вероятности устанавливать причину массового заболевания даже спустя несколько
лет после его начала. Для этого мы взяли на вооружение модельные эксперименты
и ретроспективный анализ медицинской статистики.
Позиция власти.
Потом мы
осознали, что обычно сначала госкомиссии пытались обойтись без нас, и лишь потом,
по прошествии нескольких недель, а иногда и нескольких месяцев, когда дорогостоящие
исследования СЭС и других многочисленных участников расследования, включая и
правоохранительные органы не давали никаких результатов, лишь тогда звали нас,
по сути как "последнюю инстанцию". Проанализировав эту коллизию мы
поняли, что власть во что бы то ни стало хотела всегда знать истинную причину
происшедшего, но при этом хотела знать только для себя, для своего внутреннего
пользования, для каких-то своих целей, но не для принятия адекватных и разорительных
для государства мер по восстановлению нарушенных прав граждан, как на благоприятную
среду обитания, так и на здоровье и жизнь. А поскольку мы относились к свободному
племени учёных, а не подневольных чиновников, отвечающих за качество среды и
здоровье граждан, то нам не было полного доверия. Как только представлялась
возможность мы старались публично докладывать и публиковать результаты своих
исследований, чем всегда вызывали неудовольствие власти. Цель таких публикаций
- привлечь внимание территориальных специалистов и дать им возможность грамотного
решения проблемы. Например, после того, как мы сделали достоянием гласности
повышенный уровень младенческой смертности на территории Черновцов, в период
после регистрации массового облысения детей, так сразу же раздались окрики в
наш адрес со стороны чиновников от медицины. И сейчас, как мы покажем на конкретных
примерах нового для России времени, ситуация в этой области ничуть не изменилась.
Современная власть, и в настоящее время, ничуть не заинтересована
принимать адекватные и эффективные меры по ликвидации последствий аварий и массовых
заболеваний населения.
Заболевание
студентов и школьников в Свердловской области (1990 г.).
При описании истории нашего коллектива и нашего Центра мы не
будем перечислять все многочисленные случаи массовых заболеваний детей кторые
нам удалось распутать (это есть в разделе ОПЫТЫ),
а остановимся только на тех из них, которые по той или иной причине получили
широкую огласку на всю страну. Вообще говоря, каждый из исследованных нами случаев
массовых заболеваний населения уникален во всех отношениях, в том числе и по
отношению власти к полученному нами результату. В 1990 году случилось массовое
заболевание школьников и студентов, работающих на полях Белоярского района Свердловской
области. После результата по Силламяэ нас к расследованию этого случая не допустили,
как мы думаем, по причине нахождения в этом районе Белоярской АЭС. Руководство
III ГУ при МЗ СССР не могло, нам простить результатов исследования причин облысения
детей в Силламяэ и, по-видимому, опасаясь что и в данном случае виновником массового
заболевания окажется предприятие Минатома, побоялось узнать истину. Это промедление
с подключением нашего подразделения созданного специально для решения подобных
проблем дорого обошлось пострадавшим. Не получая этиотропного лечения, пострадавшие
сохранили симптомы поражения (парез нижних конечностей) даже год спустя после
интоксикации. Однако, поскольку на следующий год аналогичное массовое заболевание
студентов и школьников было зарегистрировано уже в другом районе Свердловской
области (Красноуфимском), удалённом от Белоярской АЭС, нам благосклонно разрешили
исследовать истинные причины этой массовой патологии. До нашего подключения
к исследованию многие организации и многие отечественные специалисты тщетно
пытались решить эту проблему и установить истинную причину массового заболевания.
Основная версия случившегося, получившая к тому времени государственную поддержку
заключалась в ничем необоснованных предположениях, что причина массового заболевания
в обоих случаях заключалась в отравлении пестицидами, используемыми на полях.
В Минздраве уже подсчитывали величину компенсации которую Госагропром должен
был выплатить .... нет, не пострадавшим студентам и школьникам, а Минздраву.
Мы обратили внимание на то, что болезнь поразила в обоих случаях только приезжих
из Свердловска студентов и школьников и совершенно обошла стороной местное население,
которое работало на тех же самых полях, что и приезжие. В результате проведенного
исследования, нам, в конечном итоге, удалось достаточно быстро доказать, что
причиной массовой интоксикации студентов и школьников послужила неграмотно проводившаяся
дератизация сезонных общежитий в которых проживали приехавшие из Свердловска
студенты и школьники. Неправильное применение сильного ратицида (крысинного
яда) - варфарина (зоокумарина), в конечном итоге, и стало причиной этих двух
случаев массового отравления. Закончив своё исследование мы собрали в Свердловске
небольшое совещание, пригласив на него лечащего врача, заместителя главного
врача областной санэпидстанции и следователя, занимавшегося обоими случаями,
и доказательно изложили им причину массового заболевания студентов и школьников,
сообщив также эффективный метод детоксикационной терапии препаратами витамина
К3. И опять, при докладе этого случая в Минздраве разразился скандал. Опять
оказалось что мы своими "необдуманными действиями" опорочили
честь мундира. Оказывается Госагропром был уже готов возместить Минздраву расходы
понесённые им в связи (добавим от себя) "с совершенно неэффективными поисками
причин массовых заболеваний и с совершенно неэффективными лечебными мероприятиями".
И тут совершенно не к месту и не ко времени мы со своими "дурацкими
результатами, которые порочат честь работников Минздрава под эгидой которых
проводилась дератизация". Спустя 7 лет после этого бурного заседания
в МЗ мы, беседуя с высокопоставленным чиновником СЭС неожиданно для себя узнали,
что наша версия случившегося, вызвавшая такой переполох в Минздраве, оказывается
давно признана официальной и что оказывается её автором является плоть от плоти
Минздрава - санитарно-эпидемиологическая служба, в ведении которой и находились
подразделения, проводившие идиотскую дератизацию. Для нас было неожиданным,
что наши результаты так активно приписывает себе санитарно-эпидемиологическая
служба. Надо сказать, что это не единственный случай, когда представители СЭС
пытаются выдать наши результаты за свои. И их можно понять. Именно эта служба
обладает эксклюзивным правом в нашей стране устанавливать причины массовых заболеваний
населения. Ну и что из того, что она не может этого делать, должна и всё тут.
Монополия на истину, понимаешь.
Массовое заболевание детей на территории Алтайского Края 1989 - 1999 ("Желтые
дети Алтая").
Один из самых интересных и, пожалуй, самый глобальный случай массового заболевания
детей, который нам довелось исследовать и который, к сожалению, по независящим
от нас причинам, пока не удается завершить, произошёл на территории Алтайского
Края.
В апреле 1989 года в двух удалённых друг от друга районах Алтайского Края -
Локтевском и Тальменском стали регистрироваться с нарастающей частотой желтухи
новорождённых неясной этиологии. У большого числа детей эти желтухи имели гемолитический
характер. При этом анемия сопровождалась ретикулоцитозом - реактивной гиперплазией
эритроцитарного роста. Заболевание сопровождалось и неврологической клиникой:
спонтанным тремором подбородка и рук, повышенной реактивностью на внешние раздражители.
Регистрировались симптомы угнетения ЦНС: быстрая истощаемость автоматизмов новорождённых.
У части новорождённых эти изменения не сопровождались желтухой. Поражения ЦНС
классифицировали, как пирамидную недостаточность, приводящую к гипертензивно-гидроцефальному
синдрому. Многие мамы пострадавших детей испытывали анемию в период беременности.
С 1990 года такая желтуха стала регистрироваться и в других районах Алтайского
Края. Весной и осенью уровень заболеваемости увеличивался. Терапевтическое лечение
по симптомам давало положительный эффект только в отношении проявления желтухи,
но не решало проблемы в целом. Дети, перенёсшие заболевание характеризовались
замедленным физическим развитием, нарушением функции почек и надпочечников,
а также врождёнными аномалиями. В настоящее время продолжается неуклонный рост
частоты заболеваемости детей на территории Алтайского Края.
Многочисленные бессистемные и дорогостоящие исследования не выявили истинной
причины, как вспышки заболевания в 1989 году, так и неуклонного роста его частоты
в последующие годы, вплоть до настоящего времени. Большая часть проверенных
за это время версий причины заболеваний не выдерживали самой элементарной критики.
По горячим следам нас к расследованию этого случая не подключили, как мы думаем
по той причине, что в основе массового заболевания подозревалось воздействие
Семипалатинского полигона. Руководство III ГУ при МЗ СССР, по видимому, не могло
нам простить результатов исследования причин облысения детей в Силламяэ и в
этот раз побоялось узнать истину. В данном случае чиновники перестарались и
просчитались. На наш взгляд случай массового заболевания детей на территории
Алтайского Края был "повешен" на Минатом совершенно не обоснованно.
Как потом выяснилось в исследовании причин массовой патологии, которая вошла
в историю под названием "жёлтые дети Алтая" в то время приняли практически
все институты гигиены, санитарии, токсикологии и профпатологии. Результат исследования
был практически нулевой. Ни одна из многочисленных версий, большинство из которых
и версиями-то назвать нельзя, так и не была доказана. Громадные средства были
благополучно выброшены на ветер.
О том, что эта проблема так и не была решена, мы узнали спустя много лет после
начала регистрации массового заболевания детей. Являясь на тот момент времени
по сути дела единственной организацией в России, специализирующейся на исследовании
причин массовых заболеваний химического и физического происхождения, мы, скопив
средства, занялись летом 1997 года решением этой проблемы самостоятельно. Проведённые
нами исследования со всей очевидностью и доказательностью продемонстрировали,
что причина заболеваний - сверхнормативные концентрации марганца, появившегося
в артезианской воде региона в феврале 1989 года.
Понимая, что принятие глобальных мер по прекращению действия многочисленных
источников патогенов требует громадных затрат, на которые власть может пойти
только в том случае если причинная связь массовых заболеваний будет неопровержимо
доказана, не только на санитарно-эпидемиологическом уровне, но и на уровне клинической
эпидемиологии, мы занялись поиском средств на проведение такой работы.
После очередного семинара, на котором мы представляли свою версию "жёлтых
детей Алтая", и на котором присутствовал ряд ведущих учёных специализирующийся
в этой области знания, мы сделали целый ряд попыток привлечь внимание Министерств
к этой проблеме и к её решению. Дважды мы обращались в МЧС: письмом к Шойгу
С.К. и непосредственно к его заместителю. Трижды мы обращались в МЗ: к главному
педиатру МЗ РФ - Балевой Л.С., к заместителю министра Ваганову Н.Н., с письмом
к министру Дмитриевой Т. Мы дважды обращались по этому поводу в Комитет по охране
природы. Мы обращались и в Совет безопасности РФ. Кроме того, мы обращались
в Минатом к министру Михайлову. Увы, всё тщетно. Власть не захотела административным
путём решать эту проблему. Мы поняли, что исчерпали все возможности решить эту
проблему административным путём.
Проблему "жёлтых" детей стараются просто заболтать. Мало кто понимает
разницу между малопрофессиональными и эмоциональными разговорами общественности,
в том числе и научной, и профессионально обоснованной гипотезой подкреплённой
полным анализом структуры заболеваемости населения и предсказаниями, а потом
и измерениями сверхнормативных концентраций марганца в воде. В последнее время
больше всего говорят о ракетном топливе. Именно говорят, а не рассуждают. На
одном из московских семинаров мы полностью опровергли пустую болтовню д-ра Лупандина
по поводу гептила. Гептил, если и выливается из отработанных ступеней ракет,
то только на территории Горного Алтая, где и в помине нет патологической желтухи.
Кроме того, токсикология ингредиентов гептила (несимметричного диметилгидразина
и окислов азота) хорошо известна и она не может объяснить параллельнй рост во
времени 14 нозологических групп заболеваний (кроме желтухи). Источники гептила
не могут объяснить и широкое распространение патологической желтухи по всей
территории Алтайского Края. Кроме того, ингредиенты гептила достаточно быстро
разрушаются и превращаются в водных растворах и в присутствии кислорода в низкотоксичные
вещества. А рост специфической заболеваемости детей на территории Алтайского
Края, включая и патологическую желтуху, продолжается вплоть до настоящего времени.
Так что локальный разлив гептила несколько лет тому назад не может объяснить
столь широкое по территории Края распространение специфической группы детских
болезней на протяжении столь длительного времени.
В настоящее время в сотрудничестве с ЭкоМедЮрис мы приступаем к правовому решению
проблемы "жёлтых детей Алтая". Ждать реальных действий от власти бессмысленно.
Необходимо правовыми методами принуждать власть решать реальные медико-экологические
проблемы и компенсировать пострадавшим потери, понесённые ими в связи с нарушением
их прав на благоприятную среду обитания, на здоровье и жизнь.
Массовое заболевание детей в Зеленоградском Административном округе г. Москвы.
Следующий случай массового заболевания детей о котором мы намерены рассказать
относится к так называемым "тихим медико-экологическим катастрофам",
урон от которых наносимый здоровью граждан, как правило, во много крат превышает
аналогичный урон, наносимый "громкими катастрофами", к которым с самого
начала привлекается внимание общества и власти. Этот случай касается массового
заболевания детей в Зеленоградском Административном
округе г. Москвы и является примером самой долговременной медико-экологической
катастрофы, которая длилась на протяжении более чем сорока лет. Изложим этот
случай "с конца", то есть в порядке обратном проведённому расследованию.
В пятидесятых годах теперь уже прошлого века в Ленинградском районе г. Москвы
у детей регистрировалась высокая заболеваемость флюорозом. Надо сказать что
несмотря на то, что флюороз является системным заболеванием поражающим многие
ткани, органы и системы, отечественная медицина фиксирует своё внимание только
на поражении зубной эмали, то есть не самого опасного проявления заболевания,
обусловленного хронической интоксикацией солями плавиковой кислоты. Выяснилось,
что сверхнормативные концентрации фтора содержались в артезианской воде, которой
снабжался именно Ленинградский район г. Москвы. Причиной прекращения использования
артезианских источников для питьевого водоснабжения в г. Москве в конце пятидесятых
годов, возможно, послужил именно повышенный уровень заболеваемости флюорозом.
Однако при строительстве г. Зеленограда - будущего центра отечественной микроэлектроники
было выбрано в начале шестидесятых годов артезианское водоснабжение. Как мы
выяснили позже, в ещё более ранние времена, при гидрогеологических исследованиях
территории Московской области гидрогеологи обнаружили высокое содержание солей
фтора, стронция и бария в водовмещающих породах горизонтов, из которых предполагалось
наладить водоснабжение г. Зеленограда. По какой причине эта информация не была
востребована при планировании системы водоснабжения, сказать трудно. Но нам
кажется, что главной причиной тому была секретность строящихся объектов микроэлектроники.
Одним словом все проглядели этот важный факт -непригодности артезианской воды
для питьевого водоснабжения города Зеленограда. Однако. как вышло так, что факт
непригодности эксплуатируемых артезианских водоисточников в г. Зеленограде на
протяжении более чем 40 лет (!!!) проглядела санитарно-эпидемиологическая служба
г. Москвы - останется, по-видимому, загадкой на все времена.
Наше внимание к проблеме высокого уровня почечных патологий среди детей г. Зеленограда
привлекла Майя Сергеевна Игнатова один из ведущих детских нефрологов России,
возглавляющая отделение нефрологии в НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ.
Надо при этом отметить, что проблема высокого уровня заболеваемости детей г.
Зеленограда была известна властям чуть ли не с самого основания города. В связи
с этим, двадцать пять лет тому назад на территории города, в микрорайоне с наиболее
высоким уровнем заболеваемости детей, были построены два детских санатория -
нефрологический и по органам дыхания. Надо отметить, что есть такая странная
практика - строить лечебно-профилактическое учреждение в самом очаге массового
заболевания с неустановленной причиной, и это является широко распространённой
практикой в нашей стране. Так, например, после массового облысения детей в г.
Черновцы, там был организован Центр по лечению облысени у детей, куда планировалось
свозить детей со всего СССР. Можно только ужаснуться тому, что стало бы с облысевшими
детьми если бы СССР вскоре не развалился и Украина не пустилась в самостоятельное
плавание, взяв на борт суверенитет, а так же груз всех проблем. Так вот, аналогичная
ситуация реализовалась и в Зеленограде. В детские санатории на протяжении многих
лет поступали дети не только из Зеленограда, но и из Москвы. Поскольку причина
массовых заболеваний детей в г. Зеленограде вплоть до проведения нашего исследования
в 1997 году была неизвестна, дети приезжавшие на лечение в микрорайон с самой
непригодной для питья водой подергались высокому риску системного заболевания
химической этиологии. Инициатором проведения нашей научно-практической работы
в г. Зеленограде (работы по решению приоритетной проблемы практического здравоохранения,
выполняемой с привлечением самых современных научных разработок) выступил, на
то время, первый заместитель руководителя Комитета здравоохранения г. Москвы
- Иван Александрович Лешкевич, ранее работавший в МЗ СССР и хорошо знавший наши
успешные работы в этой области.
Проведённое нами в Зеленограде исследование
показало, что в питьевой воде присутствует в сверхнормативных концентрациях
семь токсичных элементов - железо, литий, фтор, барий, стронций, фтор и алюминий.
Среди перечисленных элементов только железо относится к третьему классу опасности
(опасное токсичное вещество) и его содержание в воде нормируется по органолептическому
признаку. Шесть же остальных элементов, относятся ко второму классу опасности
(высокотоксичные вещества) и их содержание в питьевой воде нормируется по токсикологическому
признаку. Источником первых шести токсичных элементов оказалась вода артезианских
источников, а источником алюминия - речная вода подаваемая с Северной водопроводной
станции г. Москвы. Гидроокись алюминия используется в технологическом процессе
по осаждению из воды взвесей. Анализ территориальной заболеваемости детей, проведённый
нами совместно с ЦГСЭН г. Зеленограда выявил связь массовызх заболеваний детей
с низким качеством питьевой воды. Клиника массовых заболеваний детей достаточно
адекватно соответствовала токсикологии обнаруженных в питьевой воде элементов.
После сдачи нами отчёта по проделанной работе в Комитет здравоохранения г. Москвы
и после доклада результатов работы в префектуре Зеленоградского АО, мало кто
поверил полученным нами результатам. Чиновники сомневались в наших результатах
в связи с тем, что качество питьевой воды г. Зеленограда постоянно контролируется
несколькими организациями (Институтом гигиены и экологии человека им. Сысина,
Московским городским центром госсанэпиднадзора, ЦГСЭН г. Зеленограда, Мосводоканалом,
и его институтом, Российско-Французской фирмой "Роса" финансируемой
Мосводоканалом (как будто у нас в стране нет своих организаций способных качественно
выполнять эту работу), Зеленоградводоканалом и гидрогеологами. Чиновники рассуждали
примерно так: "ну разве могли многочисленные контролирующие органы на протяжении
более чем сорока лет проглядеть присутствие в питевой воде большого города сразу
несколько высокоопасных токсичных веществ?" Да, чиновников можно понять.
Громадные средства, которые на протяжении более чем сорока лет затрачивались
на обеспечение безопасности питьевой воды, выходит были потрачены совершенно
впустую.
Как бы то ни было, но префект Зеленоградского АО г. Москвы Алексей Алексеевич
Ищук, несмотря на совершенно невероятные результаты (с точки зрения контролирующих
качество воды органов) полученные нами, потребовал от контролирующих воду служб
провести комиссионное исследование качества питьевой воды с привлечением, в
том числе, и нашего Центра. Каково же было всеобщее удивление, когда результаты
комиссионного исследования полностью подтвердили наши выводы, относительно непригодности
питьевой воды г. Зеленограда к употреблению. При этом необходимо отметить, что
доля артезианской воды в балансе питьевого водоснабжения г. Зеленограда составляла
на момент проведения нашего исследования порядка 22%. Однако в один из дней
проведения комиссионного исследования воды, доля артезианской воды вдруг, совершенно
неожиданно для всех, снизилась с 22% до 11%. Вот так Зеленоградводоканал пытался
повлиять на результаты экспертизы качества питьевой воды. И, самое странное,
что на это администрация города совершенно не отреагировала.
После столь явного подтверждения непригодности питьевой воды г. Зеленограда,
Зеленоградводоканал принял решение снизить процент артезианской воды в общем
балансе питьевого водоснабжения до 10%. При этом, следует отметить, что снизив
концентрации всех токсичных элементов до уровней ниже соответствующих значений
ПДК, Зеленоградводоканал так и не привёл качество питьевой воды в норму по другому
критерию безопасности - лимитирующему признаку вредности, отражающего суммарное
негативное действие на здоровье человека всех токсичных элементов, присутствующих
в питьевой воде г. Зеленограда. Не смотря на принятие необходимых мер в неполном
объёме, через год после снижения доли артезианской воды в системе питьевого
водоснабжения произошло явное снижение частоты заболеваемости детей по целому
ряду строк учёта заболеваемости. Следует отметить, что столь явное снижение
частоты заболеваемости детей произошло впервые за всю историю г. Зеленограда.
Кроме того, в микрорайонах города с речным водоснабжением и относительно низким
уровнем заболеваемости детей в это же время наблюдался обычный рост частоты
заболеваний, обусловленный воздействием иных источников патогенов. Этот результат,
как ни что иное дополнительно свидетельствовал о том, что причиной массовых
заболеваний детей г. Зеленограда была артезианская вода, содержащая токсичные
примеси.
В настоящее время мы не знаем о том, насколько Зеленоградводоканал придерживается
вновь установленной квоты артезианской воды в общем балансе питьевого водоснабжения.
Для этого необходимо новое системное исследование качества питьевой воды на
территории города Зеленограда. Мы уверены только в одном. Привести качество
питьевой воды в г. Зеленограде в полное соответствие с действующими нормативами
и тем самым значимо снизить заболеваемость населения административными полумерами
невозможно. Необходимо правовое решение этой проблемы, имеющей почти полувековую
историю.
Определив наличие сверхнормативных концентраций сразу нескольких высокотоксичных
элементов в артезианской воде г. Зеленограда, мы заинтеросовались составом питьевой
воды на сопредельных территориях Московской области - на территории Химкинского
и Солнечногорского районов. Оказалось, что мы имеем дело с протяжённой геохимической
аномалией и что артезианская вода на больших территориях, превышающих размер
Московской области содержит сверхнормативные концентрации целого ряда высокотоксичных
элементов. Получив этот неутешительный результат, мы обратились с письмом
к мэру г. Москвы - Юрию Михайловичу Лужкову, заведомо зная, что чиновники СЭС
и Водоканала постараются скрыть масштабы открывшегося. Кроме того, написать
письмо мэру нас побудила информация в прессе о скором вводе в эксплуатацию Южной
водоразводящей системы. В связи с тем, что южные районы г. Москвы и районы южного
Подмосковья начали испытывать дефицит водоснабжения, несколько лет тому назад
было принято решение о создании Южной водоразводящей системы, на основе артезинского
водоснабжения. Ответ на наше письмо пришёл не от мэра, а от руководства
Мосводоканала, причём ответ очень смешной. Что же так насмешило нас в присланном
ответе? Да то, что с десяток самых громких ведомств, привлечённых к экспертизе
проекта Южной водоразводящей системы и одобривших его, проглядели "самую
малость" - химический состав артезианских вод планируемых к употреблению.
Нас не привлекли к анализу качества воды в скважинах Южной водоразводящей системы
, однако в 2000 году, чиновник от Мосводоканала выступающий с докладом на международной
конференции Экватек-2000, в ответ на наш вопрос о судьбе Южной водоразводящей
системы, сказал что эта система рассматривается всего-лишь как резерв и всё
ещё не введена в действие. Если окажется что артезианская вода на юге Москвы
и области также содержит сверхнормативные концентрации высокотоксичных элементов,
то она будет пригодна только для технических нужд. Кто тогда ответит за бездарно
затраченные громадные средства на строительство Южной водоразводящей системы?
Наша активность в отношении качества артезианской воды не прошла для нас даром.
Увы, чиновники всех ведомст объединены в нерушимое братство. Мы стали бельмом
на глазу ЦГЭСН г. Москвы и ответная реакция системы не заставила себя ждать.
Летом 2000 года у нас вдруг приостанавливают действие лицензии на научно-исследовательскую
медицинскую деятельность. Через некоторое время выясняется что произошло "недоразумение".
Первые четыре цифры восьмизначного номера нашей старой (!) лицензии якобы совпали
с четырёхзначным номером временного разрешения, выданного частному предпринимателю,
и на тот момент просроченного - разрешения на лечение запоев. Нам вменили в
вину что это якобы мы занимались просроченным видом деятельности и занимались
лечением запоев. Чиновники очень агрессивно разговаривали с нами, как будто
мы преступили закон. Мы провели собственное расследование ситуации и доказали
свою полную непричастность к "левому" лечению запоев. После этого
нас вызвали в Комитет здравоохранения г. Москвы, восстановили действие нашей
лицензии и даже извинились. Однако надо знать чиновничью сущность. С тех
пор ни один из предлагаемых нами проектов по практическому решению приоритетных
медико-экологических проблем на территории г. Москвы, так и не был профинансирован.
Да, чиновники умеют мстить за свои собственные промахи, за свою некомпетентность.
Вот она независимость от произвола чиновников. Чиновник может "достать"
тебя, даже если ты стал, вроде бы, свободным человеком.
Зеленоградская эпопея высветила сразу несколько уловок на которые идут чиновники,
защищая своё благополучие. Так, например, руководство Зеленоградводоканала,
вероятно зная что поставляет гражданам некачественную питьевую воду, решило
отвлечь внимание на иные источники патогенов загрязняющие среду обитания. Для
этого с помощью подконтрольной фирмы "Амис", руководство Зеленоградводоканало
провело "исследование" в рамках которого пыталось доказать что заболеваемость
детей обусловлена загрязнением территории Зеленограда выбросами микроэлектроники.
Однако, как только мы представили доказательное обоснование связи массовых заболеваний
детей с низким качеством питьевой воды, так сразу же куда-то исчез отчёт фирмы
Амис, по картированию загрязнений территории г. Зеленограда.
В связи с этим, мы считаем, что не само собой случилось так, что на протяжении
более чем сорока лет, молчаливо подразумевалось, что высокий уровень заболеваемости
детей в г. Зеленограде обусловлен работой многочисленных предприятий микроэлектроники.
В конечном итоге именно этот миф позволил Зеленоградводоканалу на протяжении
многих лет травить жителей этого города некачественной питьевой водой.
Интересен случай приключившийся с одним из "учёных" Института гигиены
и экологии человека им. Сысина. За несколько лет перед нашей работой, этот чиновник
умудрился защитить докторскую диссертацию исследуя причины заболеваемости детей
в Зеленограде. Этот учёный муж умудрился пройти мимо вопиюще высокого уровня
заболеваемости детей в г. Зеленограде, "доказав", что заболеваемость
детей в "грязной" Москве якобы выше чем в "чистом" Зеленограде.
Следует напомнить читателюЮ, что этот "учёный" из того самого института,
который своим росчерком разрешил, в своё время, употребление артезианской воды
в г. Зеленограде. Приведённый пример следует рассматривать в рамках продажности
"учёных", состоящих на государственной службе. Совершив однажды ошибку
или преднамеренно пойдя на явный подлог и разрешив употребление токсичной воды
для питья, подобные "учёные" впоследствии обречены всю оставшуюся
жизнь не искать истину, а наоборот, скрывать её, доказывая недоказуемое. Шкурный
интерес здесь налицо. Ведь если кем-то будет доказано что решение принятое чиновниками
на основе подведённой "учёными" под это "научной базы",
привело к тяжким последствиям, проявившихся в заболеваемости населения, то очевидно,
что и учёным и чиновникам придётся отвечать перед Законом. Что бы избежать вскрытия
своих ошибок, санитарно-эпидемиологическая служба изо всех сил старается не
допустить в заповедную область своей деятельности никаких других участников.
Обложившись лицензиями и сертификатами, так и гниёт она в совершенно безконкурентной
среде, отстаивая своё эксклюзивное право на свою лукавую истину.
Не так давно Зеленоградводоканал сделал ещё одну попытку реабилитации. На научно-практической
конференции, которая происходила в Зеленограде в 2000 году были доложены результаты
работы, оплаченной Зеленоградводоеканалом по его добровольному экологическому
аудиту. Учёными, проводившими экологический аудит, было исследовано буквально
всё, вплоть до качества стекляных бюреток, используемых при раскапывании реактивов
в лаборатории Зеленоградводоканала. Однако экологические аудиторы "забыли"
оценить два самых важных параметра работы Зеленоградводоканала, имеющих самое
непосредственное отношение к экологическим аспектам деятельности этой организации.
Во-первых, аудиторы не исследовали химический состав питьевой воды производимой
Зеленоградводоканалом. И, во-вторых, "учёные" экологи не исследовали
проблему утечки воды из постаревшей водоразводящей системы в верхний горизонт.
Совершенно очевидно, что водоканалу невыгодно показывать какое количество питьевой
воды, оплачиваемой налогоплатильщиками, по вине этой организации уходит в верхний
горизонт, приводя к его обводнению и к осадке жилых зданий. Вот Вам и экологический
аудит. Липа полная и к тому же заказная. Этот пример высветил большую проблему
связанную с сертификацией, лицензированием и аудитом. Чиновники первыми в нашей
стране вошли в рынок, придумав и узаконив кормушку по выдаче лицензий и сертификатов.
Что бы узаконенно изъять у граждан средства, чиновники придумали платные курсы
лекций перед выдачей лицензий и сертификатов. Большая часть таких курсов читается
непрофессионалами, которые не имеют, как правило, позитивного опыта продуктивной
практической деятельности в избранной ими области. Однако плата за такие курсы
исчисляется чиновниками обязательно в у.е. Если так дальше пойдёт дело, то в
нашей стране скоро надо будет получать дорогостоящую лицензию на право дышать,
строго по методическим указаниям ЦГСЭН.
Существует ещё один, но глобальный пример того, как учёные-чиновники служат
не интересам граждан, а интересам других, вышестоящих чиновников.
о санитарных правилах и нормах, о лицензиях и о приоритетах...
Этот пример касается не только проблемы водоснабжения г. Зеленограда, но и всей
страны. Речь идёт о документе нормирующим выбор источника питьевого водоснабжения.
Название этого документа - Санитарные правила и нормы (СанПиН). Так, вот этот
документ предписывает при выборе водоисточника на питьевые нужды ориентироваться
в первую очередь на артезианские источники водоснабжения. Надо сказать, что
артезианская вода является жидким полезным ископаемым, текущим среди других
полезных ископаемых - твёрдых, водовмещающих пород. Эти породы постоянно растворяются,
насыщая артезианскую воду широким перечнем минеральных или неорганических веществ.
Однако большая часть добываемой артезианской воды, содержащая неорганические
примеси в растворимом виде, как правило, совершенно прозрачна. Эта прозрачность
артезианской воды и сыграла злую шутку с чиновниками, принимающими решение о
питьевых водоисточниках. Прозрачная, значит чистая - примерно так рассуждают
они. Значит её можно пить. Услужливые "учёные" измерив в этой воде
очень небольшой перечень минеральных веществ (как правило, не самых токсичных)
разрешают эту воду к употреблению. При этом подобные "учёные", конечно
же знают, что артезианская вода может содержать иные токсичные примеси, которые
они либо не измеряют, либо не разработали для них нормативный параметр. Иными
словами такие "учёные" исследуют качество питьевой воды заведомо в
неполном объёме, обрекая употребляющих эту воду на хроническое отравление. Исследование
качества питьевой воды в заведомо неполном объёме выводит деятельность санитарно-эпидемиологической
службы за рамки правового поля. При этом наличие у ЦГСЭН многочисленных лицензий
и сертификатов, иногда самовыдаваемых, не делает их деятельность сколь-нибудь
законной. Проблема с артезианским водоснабжением состоит ещё и в том, что, как
правило, очистить такую воду от токсичных неорганических веществ достаточно
трудно. Вернее очистить возможно, но при этом такая вода по стоимости станет
"золотой".
Следует добавить, что при выборе источника водоснабжения санитарные врачи часто
руководствуются даже не примитивными нормативами, регламентируемыми СанПиН,
а указаниями руководства территории. Артезианское водоснабжение не требует строительства
протяжённых водоводов, очистных станций - вот и причина выбора водоисточника
для чиновника. Какую высокую цену придётся платить населению, потребляющему
непригодную для питья воду, чиновником в рассмотрение не берётся.
В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: "А почему нельзя использовать
в первую очередь поверхностные источники водоснабжения?" Действительно,
человечество, да и вся остальная живность, миллионы лет пользовались водой поверхностных
источников, которая, как правило, не содержит высокотоксичных неорганических
примесей. Многочисленные органические примеси - продукты метаболизма и распада
растений присутствующие в воде поверхностных источников, как правило, малотоксичны,
да и к тому же легко и дёшево удаляются из воды простыми методами очистки. Однако
проблема вовсе не в этом. В настоящее время практически любой человек понимает,
что поверхностные источники - реки и озёра, в настоящее время, в нашей стране,
настолько сильно загрязнены промышленными стоками, что использовать их для питьевого
водоснабжения практически невозможно. Вот и лезем всё глубже и глубже под землю
за "чистой" артезианской водой. Однако давайте зададимся ещё несколькими
важными вопросами: "А что, разве у нас нет контролирующих загрязнение поверхностных
водоисточников служб? А если они существуют, то как допустили столь сильное
загрязнение воды поверхностных источников?" Поскольку одним из главных
контролёров загрязнения поверхностных водоисточников является санитарно-эпидемиологическая
служба, то с неё и надо было бы спросить: "почему она не выполнила своих
функций надлежащим образом и тем самым позволила вывести из оборота поверхностные
источники питьевой воды"? Не защитив поверхностных источников водоснабжения
от тотального загрязнения, ЦГСЭН предлагает интенсивно использовать артезианские
источники. Но кто может дать гарантию, что и с ними не произойдёт подобное загрязнение?
В СССР и в России была широко распространена практика закачки жидких отходов
в нижние горизонты. Да, отходы, как правило, закачиваются на большую глубину.
Но, ведь существуют межгоризонтные перфорации, существует подвижка геологических
слоёв. Никто не может дать гарантии, что за небольшой период времени мы не загадим
и артезианские источники, многие из которых и без того непригодны для питья.
Если за дело взялась санитарно-эпидемиологическая служба (за охрану и контроль
артезианских источников), то результат такой деятельности нам хорошо известен
на примере "защиты" ею поверхностных источников.
*****
Начало правового пути решения медико-экологических проблем.
Надо
сказать, что с самого первого исследованного нами случая массового заболевания
детей в г. Черновцы, мы наладили эффективное и взаимовыгодное сотрудничество
с правоохранительными органами. Однако это сотрудничество носило с обеих сторон
добровольный и неофициальный характер. Добывая информацию на месте аварии или
на территории реализации массового заболевания населения совершенно разными
методами и часто пользуясь совершенно разными источниками информации, наша организация
и органы следствия хорошо дополняли друг друга. За консультациями по тому или
иному сложному случаю массового заболевания населения к нам обращались за консультацией
представители Минюста.
С началом новых времён граждане по иному стали относиться к своему здоровью.
Будучи брошенными государством на произвол судьбы, граждане стали обретать ответственность
за свою собственную судьбу, за своё эдоровье и здоровье своих детей. Они перестают
быть безучастными наблюдателями нарушения своих прав на благоприятную среду
обитания и на здоровье и становятся активными действующими лицами. Большую роль
в этом процессе играют общественные организации, занятые просвещением граждан,
как в области права, так и в области экологии. В связи с изменением ситуации
у нас появилась возможность выступать уже в качестве независимых экспертов при
авариях или массовых заболеваниях населения. С наступление новых времён к нам
стали поступать предложения судебных органов провести экспертизу случаев массового
заболевания населения или загрязнения среды обитания.
Поскольку процессы, в рамках которых мы выступаем в качестве экспертов ещё не
закончены, мы опишем только существо исследованных нами случаев, без каких либо
выводов по результатам проведённой экспертизы. Как только соответствующие суды
примут окончательное решение по рассматриваемым случаям (пока только предполагаемой
массовой интоксикации населения), мы разместим на нашем сайте самое подробное
описание результатов наших экспертных работ. До этого же момента мы не имеем
права распространять полученную нами информацию, дабы это не было истолковано,
как оказание давления на суд.
Прежде всего надо отметить, что проведение назначенной решением суда экспертизы
медико-экологической проблемы, накладывает дополнительные ограничения на методы
и приёмы доказательства связи загрязнения среды обитания с заболеваемостью населения
и потому является высшей категорией научно-практического исследования. Существует
целый ряд критериев проведения продуктивного расследования, кторые должны быть
взяты на вооружение и исследователями, проводящими экспертизу. Остановимся только
на трёх, пожалуй самых важных подобных критериях.
Критерии проведения медико- экологической экспертизы.
Во-первых, самый важный критерий проведения расследования заключается
в полноте исследования ситуации. Если представитель классической науки имеет
возможность проводить выборочное или фрагментарное исследование проблемы, то
исследователь, взявшийся за проведение экспертизы назначенной судом должен стараться
исследовать ситуацию в максимально полном объёме (!). Заведомо неполное исследование
ситуации, не только исключает принятие судом правового решения, но и подталкивает
суд на заведомо неправовое решение.
Во-вторых, при проведении экспертизы назначенной судом очень важен
фактор времени. Учёный, занимающийся классической наукой ищет ответы на великие
и вечные вопросы, он может себе позволить не торопиться. Он знает, что если
не удасться решить проблему ему лично, то проблема будет решена представителями
грядущих поколений. Совсем иная ситуация реализуется в условиях проведения экспертных
работ по установлению связи массовых заболеваний населения с действием источника
патогенов (иногда неизвестного). Существует несколько причин по которым эксперт
должени поспешать (но ни в коем случае не торопиться):
1) На проведение расследования в рамках которого назначается экспертиза, закон
определяет вполне определённые сроки.
2) Оперативное определение причины массового заболевания необходимо в связи
с тем, что невыявленный источник патогенов может продолжать действовать и тем
самым вызывать новые заболевания населения.
3) Оперативное определение причины массового заболевания необходимо и в связи
с тем, что лечение массовых заболеваний населения вслепую или по показаниям,
как правило, не только бесполезно, но и вредно.
В-третьих, экспертиза причин массовых заболеваний населения в
связи с загрязнением среды обитания, часто требует нестандартных действий, необходимость
применения которых диктуется уникальностью каждого из случаев массовой интоксикации
населения. Органы следствия, сталкиваясь с проблемой доказывания уникальных
ситуаций применяют технологию следственного эксперимента, в рамках которой моделируют
или реконструируют то или иное событие, которое реализовалось либо в отсутствии
свидетелей, либо параметры этого события не были вовремя измерены специалистами.
Подобные уникальные модельные исследования нельзя заранее регламентировать и
втиснуть в рамки какого-либо методического указания. В таких случаях необходимо
идти от параметров самого моделируемого процесса.
Обязательное соблюдение трёх вышеприведённых критериев дополнительно и значимо
увеличивает стоимость экспертных работ по сравнению с работами классической
науки. Оперативное и качественное нахождение ответа на поставленные судом, да
и самой жизнью граждан вопросы, требует проведение экспертного исследования
в заведомо избыточном объёме. Как и у следователя, у эксперта могут быть непродуктивные
и тупиковые версии, исследование которых также требует средств. Следует отметить,
что подразделения санэпидслужбы, чаще всего привлекаемые к проведению экспертизы,
не могут преодолеть ими же самими придуманные рамки проведения мониторинга среды
и оказываются неспособными выполнить ничем не регламентированные уникальные
модельные эксперименты по ретроспективному исследованию параметров явления,
лежащего в основе массового заболевания населения. Обречённые ходить по кругу,
на привязи своих примитивных регламентов по поверхностному мониторингу качества
окружающей среды, органы госсанэпиднадзора заведомо не могут установить истину
и тем самым дать возможность суду принять правовое решение.
Надо однако при этом отметить, что принципы строгого научного исследования практически
ни в чём не уступают критериям расследования принятым в области права.
Экспертиза последствия железнодорожной аварии на здоровье населения поселка
Мыслец Шумерлинского района Чувашии.
Первый случай проводимой нами экспертизы касается последствий железнодорожной
аварии, случившейся в мае 1996 года на разъезде Мыслец Шумерлинского района
в Чувашии, обслуживаемой Горьковской железной дорогой. Надо сказать, что наше
исследование этой проблемы началось вне рамок судебного разбирательства, а в
рамках научно-практического исследования, заказанного Министерством охраны природы
Чувашской Республики. Очень примечателен тот факт, что молодой и хорошо образованный
министр Экологии ЧР, объявил конкурс на проведение работы, в рамках которой
предполагалось выявить или исключить взаимосвязь массовых заболеваний населения
разъезда Мыслец с происшедшей аварией. На нашей памяти это первый конкурс в
области экологии и медицины проведённый по всем правилам. Этот конкурс - единственное
нам известное практическое воплощение в этой области Федерального
закона РФ.
На конкурс были
приглашены многие институты, имеющие отношение к токсикологии, гигиене, санитарии
и профпатологии. Конкурсная комиссия, кроме представителей всех министерств
и ведомств включала представителей прокуратуры, представителей населения разъезда
Мыслец и ряда других населённых пунктов, расположенных в зоне аварии и проедставителей
Горьковской железной дороги - ответчика по заведённым уголовному и гражданскому
делам в связи с происшедшей аварией.
Выиграв конкурс на выполнение научно-практических работ мы сразу же приступили
к их выполнению. Однако практически сразу нам стало оказывать противодействие
Министерство Здравоохранения Чувашии. Чиновники от медицины уже до этого громогласно
заявили, что заболевания населения разъезда Мыслец никак не связаны с происшедшей
аварией. Через некоторое время наша работа была приостановлена, в связи с отсутствием
у ЧР средств. Молодой, образованный и интеллигентный министр экологии ЧР был
вскоре отправлен в отставку. После этого суд всё-таки назначил проведение экспертизы
в рамках заведённого ранее по искам жителей разъезда Мыслец к администрации
Горьковской железной дороги, гражданского дела. Проведение комплексной экспертизы
было поручено по вопросам заболеваемости населения и его связи с аварийным загрязнением
среды обитания нашему Центру и Детской Клинической Больнице № 38 Федерального
Управления Медикобиологических и Экстремальных проблем при министерстве Здравоохранения
Российской Федерации. ДКБ № 38 - специализируется на обследовании детей
подвергшихся патогенному воздействию факторов химической и радиационной природы.
Экпертиза аварийного загрязнения природных объектов, включая верхний водоносный
горизонт была поручена ГИДЭК.
Суд обязал ответчика (администрацию ГЖД) своим определением оплатить проведение
экспертных работ, заключив прямые договора с исполнителями. Как оказалось позже
это было сделано с нарушением Гражданского Процессуального Кодекса, согласно
которому ответчик должен был перечислить средства на экспертизу на отдельный
счёт суда и только суд имеет право производить расчёты с экспертами. Своим определением
суд по сути сделал экспертов зависимыми от одной из строн, что нарушает принцип
равноправия сторон, равно как и принцип соревновательности сторон.
Дальнейшая история этой экспертизы, которая в настоящее время уже завершена,
будет представлена после принятия судом своего решения по рассматриваемому гражданскому
делу.
Экспертиза по иску жильцов дома г. Новокузнецка к строительной организации.
Второй случай проводимой нами экспертизы связан с иском жильцов многоэтажного
панельного дома расположенного в Новоильинском районе г. Новокузнецка к строительной
организации, построившей этот дом. Жители этого дома уже один раз судились со
строительной организацией в связи с тем, что другой дом, тоже из вновь построенных
в котором они жили до этого оказался непригодным для жилья. При строительстве,
предыдущего дома, строители использовали для утепления внешних стеновых панелей
заведомо непригодный для этого вида работ высокотоксичный материал - фенопласт.
Хотя строители впоследствии и заменили (уже в заселённом доме) этот непригодный
для внешних панелей материал, однако неприятный запах от него остался и некоторых
жителей пришлось переселить в другой дом. Заехав в этот новый дом жители, почувствовав
неприятные запахи потребовали через суд предоставить им безопасное жильё. Вот
в рамках этого дела нас и привлекли участвовать в качестве экспертов.
Удивительно, но и в этом случае суд совершил аналогичную ошибку с оплатой экспертизы.
Суд, своим определением, обязал одного из соответчиков по рассматриваемому гражданскому
делу - администрацию Западно-Сибирского Металлургического Комбината оплатить
проведение экспертных работ, заключив прямой договор с нашим Центром. Очевидно,
что это было сделано с нарушением Гражданского Процессуального Кодекса, согласно
которому ответчик должен был перечислить средства на экспертизу на отдельный
счёт суда и только суд имеет право производить расчёты с экспертами. Своим определением
суд по сути сделал экспертов зависимыми от одной из строн, что нарушает принцип
равноправия сторон, равно как и принцип соревновательности сторон. Однако к
чести администрации Западно-Сибирского Металлургического Комбината следует сказать,
что её представители даже не пытались использовать наше зависимое положение
и хоть как-то повлиять на результат экспертизы.
Дальнейшая история и этой экспертизы, которая в настоящее время также уже завершена,
будет представлена после принятия судом своего решения по рассматриваемому гражданскому
делу.
Заканчивая описание нашей истории, которая конечно же на этом не кончается,
необходимо задаться несколькими очень важными вопросами:
1) Почему так неэффективна деятельность служб, отвечающих за контроль качества
среды обитания ?
2) Почему так неэффективна деятельность отечественного здравоохранения?
3) Почему так часто контролирующие качество среды обитания и качество здоровья
граждан службы проходят мимо реальных и приоритетных медико-экологических проблем?
Наш ответ на эти вопросы Вы найдёте в разделе ИДЕОЛОГИЯ.
Здесь же мы остановимся на анализе одной из самых важных, на наш взгляд причин
неэффективной деятельности контролирующих качество среды и здоровья служб.
Эта причина, видимая невооружённым взглядом
- отсутствие реальной конкуренции в этих областях человеческой деятельности.
Монополия на истину в этих областях деятельности целиком и полностью принадлежит
государству. Отсутствие конкуренции не даёт возможности возникновения и отбора
наиболее эффективных технологий и наиболее эффективных проектов по решению реальных
и приоритетных медико-экологических проблем.
Несмотря на принятые Законы и действующие Указы Президента, государственные
и территориальные органы власти практически не проводят конкурсных отборов наиболее
эффективных проектов. Если такие конкурсы и проводятся, то проводятся они тихо,
как междусобойчики. В конкурсных комиссиях представители одних и тех же организаций
с завидным постоянством демонстрирующие совершенную неэффективность своей деятельности
и с не менее завидным постоянством распределяюшим выделяемые средства между
собой. В конкурсные комиссити не приглашаются представители организаций показавших
высокую эффективность своей профессиональной деятельности.
Недаром законы и Указы, регламентирующие эти виды деятельности, имеют антикоррупционную
направленность. Но увы, коррупция в нашей стране сильнее законов и указов Президента.