О
лицензиях и лицензировании
Явись Иисус Христос в своё второе пришествие в России, ему, наверное,
не удалось бы исцелить никого.
Чиновники различных ведомств обложили бы его таким количеством лицензий,
сертификатов и аккредитаций, что Он просто покинул бы эту и так забытую
Богом страну. Грустно?
Или представьте себе, например, Вячеслава Растроповича с его божественной
музыкой. Приезжает он в Россию, и желает дать несколько благотворительных
концертов, а лицензионная комиссия Минкульта, состоящая, по большей своей
части, из необразованных уборщиц и прачек, управляющих государством, отказывает
ему в возможности выйти на сцену, пока тот не получит у них соответствующей
лицензии (за у.е.), пока не заплатит налог, и пока не получит сертификат
(за у.е.) на свою виолончель, и пока не аккредитуется при Минкульте (тоже
за у.е.). Смешно?
Помню, на заре Нового Времени в Россию привезли первый масс-спектрометр
с возбуждением в индуктивно связанной плазме (ICP-MS). Прибор позволял
измерять в сложных матрицах практически все элементы таблицы Менделеева,
да ещё с изотопным разрешением. Я обратился в Госстандарт и в два соответствующего
профиля института Минздрава с просьбой зарегистрировать прибор, как средство
измерения, и выдать нам лицензию на использование этого прибора для элементного
анализа биологических сред пациентов. Бабушки, дедушки и парторги (без
специального образования) из этих организаций сказали, что этого сделать
невозможно, поскольку в стране нет приборов подобного класса, и что их
образования и квалификации не хватает, чтобы разобраться с устройством
и принципом действия прибора.
Что бы решить проблему чиновники предложили нам купить такой же прибор
для них (а он стоил в полной комплектации около $ 500 000) и оплатить
трёхмесячное обучение и стажировку 6 чиновников (это еще $90 000) в Манчестере
и пообещали, что через несколько лет они оформят все необходимые документы.
В конечном итоге, мы нашли более простой выход из этой поистине идиотской
ситуации. Мы собрали комиссию из лучших отечественных масс-спектрометристов,
химиков-аналитиков, врачей и сделали всё необходимое, чтобы легитимно
пользоваться этим современным прибором.
Когда на заре лицензирования мы получали свою первую лицензию на научно-исследовательскую
медицинскую деятельность, параллельно с нами получала лицензию организация,
состоящая сплошь из докторов медицинских наук, которые планировали заниматься
очищением организма от шлаков с помощью пищевых добавок. Когда я публично
спросил докторов - что же они разумеют под шлаками - уж не меркаптуровые
ли кислоты или может быть конъюгаты глюкуроновой кислоты? - патриархи
обиделись и сказали что таких ругательных и заумных слов они не знают,
а шлаки они и есть шлаки, чего тут объяснять.
Представьте себе, что эти профанаторы и жулики получили вожделенную лицензию
без всяких проблем и сейчас в массовом порядке очищают граждан от каких-то
мифических шлаков, а кошельки граждан- от вполне реальных денег, и называют
это эндоэкологией (чушь собачья). А председателя, той первой лицензионной
комиссии я знаю лично, он на протяжении многих лет был парторгом одного
из подразделений Минздрава и к медицине не имел практически никакого отношения,
поскольку практически сразу же после окончания ВУЗа активно занялся комсомольской
работой, которая со временем переросла в партийную. Представляете себе
его гордость, когда приходят к нему профессионалы, которые на своём счету
уже к тому времени имели полтора десятка исследованных и доказанных громких
случаев массовых заболеваний детей и по результатам которых были на самом
высоком уровне приняты эффективные управленческие решения и которые смиренно
ждут либо приговора - отказа в выдаче лицензии, либо помилования. Смешно
и грустно, но на лицензирование чаще всего "бросают" именно
тех, кто в своей основной профессии (по образованию), как говорится ни
ухом - ни рылом, увы, но это практически повсеместно именно так.
Вообще говоря, наука, как социальное явление уже давно выработала свои
собственные критерии профессионализма и критерии эффективности деятельности
учёного и научного коллектива. В науке от Бога - это опубликованные и
цитируемые работы учёного, а в науке от Человека, которой мы имеем честь
профессионально заниматься последние 15 лет, это ещё, и, кроме того, и
в основном - результаты научно-практической деятельности (по данным официальной
медицинской статистики): в виде количества незаболевших граждан (если
речь идёт о профилактике); в виде количества граждан, у которых прошли
заболевания (если речь идёт о лечении); в виде ликвидированных, а до этого
аккуратно, профессионально и доказательно установленных источников патогенов,
действие которых привело к массовому заболеванию; в виде компенсаций вреда
здоровью, выплаченных гражданам по решению судов. Так вот, всё перечисленное
в нашем активе имеется и имеется в большом количестве. Посмотрите на нашем
сайте хотя бы два последних случая, исследованных нами массовых заболеваний
граждан. В г. Зеленограде, на основе обнаружения патогенного источника,
действовавшего на протяжении нескольких десятков лет (!), нам удалось
за три года, в разы (!) снизить заболеваемость детей и подростков. В посёлке
Разъезд Мыслец (Чувашия) на основании нашего экспертного заключения (два
тома, примерно, по 500 страниц каждый), сделанного в рамках судебной экспертизы,
уже более 350 граждан получили компенсации вреда (скоро получат ещё около
500 пострадавших), нанесённого им железнодорожной аварией, при которой
произошёл разлив и возгорание больших количеств дизельного топлива, фенола
и полиэтиленовой крошки.
До нас, специалистами подразделений Минздравов РФ и Чувашии (включая и
профпатологов) и специалистами подразделений ЦГСЭН разного уровня, проводилось
несколько экспертиз, и все они кончались написанием субъективных, абсолютно
пустых и абсолютно бездоказательных экспертных заключений на 1,5 - 7 страницах.
На основании подобных, с позволения сказать заключений, суд на протяжении
трёх лет не мог принять никакого решения. Проведённая нами судебная экспертиза
включала: математический анализ медицинской статистики; специализированное
клинико-лабораторное обследование в условиях московской клиники всех детей
и подростков пос. Мыслец по единому протоколу адекватному по содержанию
токсикологии выявленных патогенов; модельный (следственный) эксперимент
по сгоранию токсичных смесей с реконструкцией полного перечня и количественных
соотношений продуктов горения и испарения; контроль объектов среды обитания
граждан (на сотни тысяч органических веществ и на все элементы периодической
системы); токсико-клинический и токсико-патогенетический анализ полученных
результатов с применением методов клинической эпидемиологии и с использованием
компьютеризированной базы данных по токсикологии и экологии более миллиона
токсичных веществ и их смесей (с автоматизированным поиском по симптомам
и лабораторным показателям).
Уверяю Вас, что более высокого достижения на пересечении экологии, медицины
и права в России, за всю её историю не было. Уверяю Вас, что ни в системе
ЦГСЭН, ни в каком-либо ином ведомстве такого инструментария и самое главное
таких современных идеологий, методологий и технологий нет, и ещё долго
не будет.
Когда государственные мужи наконец-то осознали, что чиновники, первыми
почувствовав прелесть рынка, начали торговать абсолютно липовыми лицензиями
и сертификатами, так сразу же были в разы ограничены перечни лицензируемой
деятельности, в том числе и научной (см. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ от 8 августа 2001
года № 128-ФЗ).
Органы российского санитарно-эпидемиологического
надзора неоднократно предлагали нам аккредитоваться при них на проведение
социально-гигиенического мониторинга. Уверяю Вас, что этого никогда не
случится. Вот если органы российского санитарно-эпидемиологического надзора
захотят аккредитоваться при нас, то мы ещё подумаем. Вряд ли специалисты
ЦГСЭН, не имеющие в своём активе ни одного исследованного в полном объёме
и доказанного случая массового заболевания граждан, вызванного патогенными
факторами химической или физической природы, не имеющие современной аналитической
техники, не имеющие современных компьютеризированных баз данных по токсикологии
и экологии, не имеющие современных компьютеризированных геоинформационных
систем по медицине и экологии - вряд ли они смогут делать то, что им предписано
делать по закону - устанавливать причины массовых заболеваний граждан.
Почему мы, производительность и качество труда которых, на многие порядки
выше (по конечному результату - по снижению заболеваемости граждан и по
объёму выплаченных по суду компенсаций, а не по количеству освоенных средств
и не по количеству написанных бумаг) чем у сотрудников ЦГСЭН, работающих
на уровне технологий XIX века, должны чему-то учиться у них? Чему?
Нас не волнует, то что чиновники придумали для себя новую кормушку - аккредитацию.
Сначала вы должны прослушать (за у.е.) груду малопрофессиональных лекций
от лекторов, не имеющих никакого позитивного опыта в установлении причин
массовых заболеваний граждан, а потом, вы должны еще заплатить кучу денег
для того что бы получить аккредитацию при этой абсолютно непрофессиональной
организации. Спрашивается, зачем нам - профессионалам, на десятках известных
случаев массовых заболеваний граждан доказавших свою эффективность, идти
к бывшим парторгам и общественным работникам за лицензией или аккредитацией?
За такую аккредитацию жалко платить даже монгольскими тугриками, а не
то что мягкими рублями и уж совсем не твёрдыми у.е.
Недавно государство, осознав бандитскую природу системы ЦГСЭН (и других
"надзорных" органов) приняло Закон о защите прав юридических
лиц и палкой отбило эти организации от ларьков, которые те обирали и терроризировали.
А на самом-то деле всё намного проще. Верхом экспертной деятельности является
судебная экспертиза. Согласно Гражданскому Процессуальному Кодексу экспертом
может быть назначено любое лицо, представившее доказательства своей
компетентности в вопросах выносимых на экспертизу. К доказательствам
компетентности относятся дипломы учебных учреждений, научные звания, публикации
и/или задокументированные результаты практической деятельности, в том
числе и экспертные заключения. Вот и всё. Ни о каких лицензиях, сертификатах
или аккредитациях ничего ни в ГПК, ни в УПК не сказано.
Более того, по целому ряду причин представители ЦГСЭН и Комитетов по экологии
не имеют права участвовать в проведении судебной экспертизы. Действительно,
представители ЦГСЭН
- выбирают источники водоснабжения,
- проводят текущий контроль качества питьевой воды в жилой зоне,
- определяют размер санитарно-защитных зон,
- участвуют в комиссиях по приёмке в эксплуатацию нового жилья,
а представители Комитетов по охране природы
- подписывают тома ПДВ и ПДС,
- и разрешения на выброс, слив, хранение, транспортировку и утилизацию
отходов производства. Поскольку сотрудники ЦГСЭН всё это делают на основании
очень фрагментарного контроля воды, воздуха и стройматериалов, то именно
они разрешают эксплуатировать непригодные по санитарно-эпидемиологическим
критериям объекты, расположенные в жилой зоне. Поскольку сотрудники
Комитетов по охране природы всё это делают на основании очень фрагментарного
контроля движения отходов производства и бумажных расчётов, то именно
они разрешают эксплуатировать
непригодные по экологическим критериям объекты, расположенные в рабочей
зоне.
Совершенно очевидно, что при обращении гражданина в суд, с требованиями
возмещения вреда, нанесённого его здоровью некачественной питьевой водой
или некачественным жилищем или выбросами и сбросами предприятий, построенных
с нарушением СЗЗ и осуществляющих слив отходов производства в жилую зону,
ни сотрудники ЦГСЭН, ни сотрудники Комитетов охраны природы, не имеют
права участвовать в судебной экспертизе, поскольку будут стараться
скрывать свои предыдущие промахи или промахи своих коллег по надзорной
и контрольной деятельности (то есть потому, что являются заинтересованными
в результатах экспертизы лицами).
Что бы не быть голословным, приведу одну небольшую цитату из Методического
руководства Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования
(ФФОМС) "Оценка и возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской
помощи населению в результате противоправных действий юридических и физических
лиц в системе ОМС", Москва, 2000 г. стр. 23:
" …то, в отношении большинства
других заболеваний населения (например, хронических), обязанности по установлению
их связи с вредными факторами окружающей среды возложены на местные органы
санэпиднадзора, которые однако, не всегда располагают необходимыми кадрами
и ресурсами для проведения этой работы. Как правило, достаточно полные
для проведения экспертизы материалы могут быть получены лишь ограниченным
числом научных учреждений".
Высокая ценность и непредвзятость этой цитаты заключается
в том, что она принадлежит специалистам государственной (!) организации,
которые по роду своей деятельности постоянно сталкиваются с проблемой
доказывания причин массовых заболеваний граждан в судебном порядке (!).
Вот и всё что я хотел сказать по этому поводу. Пространно получилось только
потому, что уж слишком часто возникают у граждан и чиновников эти вопросы
относительно лицензирования, сертифицирования и аккредитации и слишком
часто очень многие путают Закон и незаконные трактовки этого Закона, а
также незаконные подзаконные акты, которые чиновники используют в своих
корыстных целях.
Что касается нашей организации, то эффективность
нашей деятельности в решении проблем массовых заболеваний граждан мы доказали
публично и неоднократно, как в области административных, так и правовых
путей решения подобных проблем и потому ни в каких лишних, липовых документах
не нуждаемся. Что касается современного аналитического оборудования, то
в настоящее время арендуем по договору рабочее время в организациях, где
это оборудование содержится в надлежащем и рабочем состоянии. Всё используемые
нами приборы зарегистрированы в России как средства измерения и все используемые
нами методики также легитимны и зарегистрированы. Специалисты, как работающие
на масс-спектрометрах, так и обслуживающие их, имеют подходящее физико-техническое
образование и прошли специальное обучение (за рубежом, на фирмах производителях).
Мы несём всю полноту ответственности за результаты своей экспертной работы
и за все 15 лет работы в этой области, никто и никогда не опроверг
наши результаты.
Например, при обнаружении нами сверхнормативных концентраций шести токсичных
элементов второго класса опасности в питьевой
воде г. Зеленограда (факт, который упускали все контролирующие и надзирающие
ведомства почти на протяжении 50 лет!) была проведена комиссионная проверка
наших результатов с участием Российской Медицинской Академии последипломного
образования (профессор, д.м.н. Буштуева Кира Андреевна), НИИМосводоканала,
Российско-французской аналитической лаборатории "Роса", аккредитованной
при Мосводоканале, ЦГСЭН по г. Москве и ЦГСЭН по г. Зеленограду. Правда,
следует отметить, что мы ждали, пока все эти организации докупят необходимое
оборудование и реактивы, и откалибруют свои приборы, чтобы наравне с нами
участвовать в комиссионных измерениях.
Мы неохотно берёмся за одиночные измерения чего бы то ни было. Для нас
важнее предложения по решению более сложной и интересной задачи - доказательного
установления причин массовых заболеваний граждан в связи со сверхнормативным
загрязнением среды обитания (питьевой воды, воздуха жилых или рабочих
помещений, атмосферного воздуха). В профессиональном плане нам также интересны
задачи по установлению источников обнаруженных нами токсичных веществ.
Само по себе измерение токсичных веществ в объектах окружающей среды практически
ничего не даёт пострадавшему гражданину, поскольку от измерения сверхнормативных
концентраций токсичного вещества в объектах среды обитания до восстановления
нарушенного права гражданина на охрану здоровья, жизнь и благоприятную
среду обитания - очень большой путь.
А.Ф.
Фитин.
|