начало > введение > статьи > о лицензиях

О лицензиях и лицензировании

Явись Иисус Христос в своё второе пришествие в России, ему, наверное, не удалось бы исцелить никого.
Чиновники различных ведомств обложили бы его таким количеством лицензий, сертификатов и аккредитаций, что Он просто покинул бы эту и так забытую Богом страну. Грустно?
Или представьте себе, например, Вячеслава Растроповича с его божественной музыкой. Приезжает он в Россию, и желает дать несколько благотворительных концертов, а лицензионная комиссия Минкульта, состоящая, по большей своей части, из необразованных уборщиц и прачек, управляющих государством, отказывает ему в возможности выйти на сцену, пока тот не получит у них соответствующей лицензии (за у.е.), пока не заплатит налог, и пока не получит сертификат (за у.е.) на свою виолончель, и пока не аккредитуется при Минкульте (тоже за у.е.). Смешно?
Помню, на заре Нового Времени в Россию привезли первый масс-спектрометр с возбуждением в индуктивно связанной плазме (ICP-MS). Прибор позволял измерять в сложных матрицах практически все элементы таблицы Менделеева, да ещё с изотопным разрешением. Я обратился в Госстандарт и в два соответствующего профиля института Минздрава с просьбой зарегистрировать прибор, как средство измерения, и выдать нам лицензию на использование этого прибора для элементного анализа биологических сред пациентов. Бабушки, дедушки и парторги (без специального образования) из этих организаций сказали, что этого сделать невозможно, поскольку в стране нет приборов подобного класса, и что их образования и квалификации не хватает, чтобы разобраться с устройством и принципом действия прибора.
Что бы решить проблему чиновники предложили нам купить такой же прибор для них (а он стоил в полной комплектации около $ 500 000) и оплатить трёхмесячное обучение и стажировку 6 чиновников (это еще $90 000) в Манчестере и пообещали, что через несколько лет они оформят все необходимые документы. В конечном итоге, мы нашли более простой выход из этой поистине идиотской ситуации. Мы собрали комиссию из лучших отечественных масс-спектрометристов, химиков-аналитиков, врачей и сделали всё необходимое, чтобы легитимно пользоваться этим современным прибором.
Когда на заре лицензирования мы получали свою первую лицензию на научно-исследовательскую медицинскую деятельность, параллельно с нами получала лицензию организация, состоящая сплошь из докторов медицинских наук, которые планировали заниматься очищением организма от шлаков с помощью пищевых добавок. Когда я публично спросил докторов - что же они разумеют под шлаками - уж не меркаптуровые ли кислоты или может быть конъюгаты глюкуроновой кислоты? - патриархи обиделись и сказали что таких ругательных и заумных слов они не знают, а шлаки они и есть шлаки, чего тут объяснять.
Представьте себе, что эти профанаторы и жулики получили вожделенную лицензию без всяких проблем и сейчас в массовом порядке очищают граждан от каких-то мифических шлаков, а кошельки граждан- от вполне реальных денег, и называют это эндоэкологией (чушь собачья). А председателя, той первой лицензионной комиссии я знаю лично, он на протяжении многих лет был парторгом одного из подразделений Минздрава и к медицине не имел практически никакого отношения, поскольку практически сразу же после окончания ВУЗа активно занялся комсомольской работой, которая со временем переросла в партийную. Представляете себе его гордость, когда приходят к нему профессионалы, которые на своём счету уже к тому времени имели полтора десятка исследованных и доказанных громких случаев массовых заболеваний детей и по результатам которых были на самом высоком уровне приняты эффективные управленческие решения и которые смиренно ждут либо приговора - отказа в выдаче лицензии, либо помилования. Смешно и грустно, но на лицензирование чаще всего "бросают" именно тех, кто в своей основной профессии (по образованию), как говорится ни ухом - ни рылом, увы, но это практически повсеместно именно так.
Вообще говоря, наука, как социальное явление уже давно выработала свои собственные критерии профессионализма и критерии эффективности деятельности учёного и научного коллектива. В науке от Бога - это опубликованные и цитируемые работы учёного, а в науке от Человека, которой мы имеем честь профессионально заниматься последние 15 лет, это ещё, и, кроме того, и в основном - результаты научно-практической деятельности (по данным официальной медицинской статистики): в виде количества незаболевших граждан (если речь идёт о профилактике); в виде количества граждан, у которых прошли заболевания (если речь идёт о лечении); в виде ликвидированных, а до этого аккуратно, профессионально и доказательно установленных источников патогенов, действие которых привело к массовому заболеванию; в виде компенсаций вреда здоровью, выплаченных гражданам по решению судов. Так вот, всё перечисленное в нашем активе имеется и имеется в большом количестве. Посмотрите на нашем сайте хотя бы два последних случая, исследованных нами массовых заболеваний граждан. В г. Зеленограде, на основе обнаружения патогенного источника, действовавшего на протяжении нескольких десятков лет (!), нам удалось за три года, в разы (!) снизить заболеваемость детей и подростков. В посёлке Разъезд Мыслец (Чувашия) на основании нашего экспертного заключения (два тома, примерно, по 500 страниц каждый), сделанного в рамках судебной экспертизы, уже более 350 граждан получили компенсации вреда (скоро получат ещё около 500 пострадавших), нанесённого им железнодорожной аварией, при которой произошёл разлив и возгорание больших количеств дизельного топлива, фенола и полиэтиленовой крошки.
До нас, специалистами подразделений Минздравов РФ и Чувашии (включая и профпатологов) и специалистами подразделений ЦГСЭН разного уровня, проводилось несколько экспертиз, и все они кончались написанием субъективных, абсолютно пустых и абсолютно бездоказательных экспертных заключений на 1,5 - 7 страницах. На основании подобных, с позволения сказать заключений, суд на протяжении трёх лет не мог принять никакого решения. Проведённая нами судебная экспертиза включала: математический анализ медицинской статистики; специализированное клинико-лабораторное обследование в условиях московской клиники всех детей и подростков пос. Мыслец по единому протоколу адекватному по содержанию токсикологии выявленных патогенов; модельный (следственный) эксперимент по сгоранию токсичных смесей с реконструкцией полного перечня и количественных соотношений продуктов горения и испарения; контроль объектов среды обитания граждан (на сотни тысяч органических веществ и на все элементы периодической системы); токсико-клинический и токсико-патогенетический анализ полученных результатов с применением методов клинической эпидемиологии и с использованием компьютеризированной базы данных по токсикологии и экологии более миллиона токсичных веществ и их смесей (с автоматизированным поиском по симптомам и лабораторным показателям).
Уверяю Вас, что более высокого достижения на пересечении экологии, медицины и права в России, за всю её историю не было. Уверяю Вас, что ни в системе ЦГСЭН, ни в каком-либо ином ведомстве такого инструментария и самое главное таких современных идеологий, методологий и технологий нет, и ещё долго не будет.
Когда государственные мужи наконец-то осознали, что чиновники, первыми почувствовав прелесть рынка, начали торговать абсолютно липовыми лицензиями и сертификатами, так сразу же были в разы ограничены перечни лицензируемой деятельности, в том числе и научной (см.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ).
Органы российского санитарно-эпидемиологического надзора неоднократно предлагали нам аккредитоваться при них на проведение социально-гигиенического мониторинга. Уверяю Вас, что этого никогда не случится. Вот если органы российского санитарно-эпидемиологического надзора захотят аккредитоваться при нас, то мы ещё подумаем. Вряд ли специалисты ЦГСЭН, не имеющие в своём активе ни одного исследованного в полном объёме и доказанного случая массового заболевания граждан, вызванного патогенными факторами химической или физической природы, не имеющие современной аналитической техники, не имеющие современных компьютеризированных баз данных по токсикологии и экологии, не имеющие современных компьютеризированных геоинформационных систем по медицине и экологии - вряд ли они смогут делать то, что им предписано делать по закону - устанавливать причины массовых заболеваний граждан.
Почему мы, производительность и качество труда которых, на многие порядки выше (по конечному результату - по снижению заболеваемости граждан и по объёму выплаченных по суду компенсаций, а не по количеству освоенных средств и не по количеству написанных бумаг) чем у сотрудников ЦГСЭН, работающих на уровне технологий XIX века, должны чему-то учиться у них? Чему?
Нас не волнует, то что чиновники придумали для себя новую кормушку - аккредитацию. Сначала вы должны прослушать (за у.е.) груду малопрофессиональных лекций от лекторов, не имеющих никакого позитивного опыта в установлении причин массовых заболеваний граждан, а потом, вы должны еще заплатить кучу денег для того что бы получить аккредитацию при этой абсолютно непрофессиональной организации. Спрашивается, зачем нам - профессионалам, на десятках известных случаев массовых заболеваний граждан доказавших свою эффективность, идти к бывшим парторгам и общественным работникам за лицензией или аккредитацией? За такую аккредитацию жалко платить даже монгольскими тугриками, а не то что мягкими рублями и уж совсем не твёрдыми у.е.
Недавно государство, осознав бандитскую природу системы ЦГСЭН (и других "надзорных" органов) приняло Закон о защите прав юридических лиц и палкой отбило эти организации от ларьков, которые те обирали и терроризировали.
А на самом-то деле всё намного проще. Верхом экспертной деятельности является судебная экспертиза. Согласно Гражданскому Процессуальному Кодексу экспертом может быть назначено любое лицо, представившее доказательства своей компетентности в вопросах выносимых на экспертизу. К доказательствам компетентности относятся дипломы учебных учреждений, научные звания, публикации и/или задокументированные результаты практической деятельности, в том числе и экспертные заключения. Вот и всё. Ни о каких лицензиях, сертификатах или аккредитациях ничего ни в ГПК, ни в УПК не сказано.
Более того, по целому ряду причин представители ЦГСЭН и Комитетов по экологии не имеют права участвовать в проведении судебной экспертизы. Действительно, представители ЦГСЭН
- выбирают источники водоснабжения,
- проводят текущий контроль качества питьевой воды в жилой зоне,
- определяют размер санитарно-защитных зон,
- участвуют в комиссиях по приёмке в эксплуатацию нового жилья,
а представители Комитетов по охране природы
- подписывают тома ПДВ и ПДС,
- и разрешения на выброс, слив, хранение, транспортировку и утилизацию отходов производства. Поскольку сотрудники ЦГСЭН всё это делают на основании очень фрагментарного контроля воды, воздуха и стройматериалов, то именно они разрешают эксплуатировать непригодные по санитарно-эпидемиологическим критериям объекты, расположенные в жилой зоне. Поскольку сотрудники Комитетов по охране природы всё это делают на основании очень фрагментарного контроля движения отходов производства и бумажных расчётов, то именно они разрешают эксплуатировать непригодные по экологическим критериям объекты, расположенные в рабочей зоне.
Совершенно очевидно, что при обращении гражданина в суд, с требованиями возмещения вреда, нанесённого его здоровью некачественной питьевой водой или некачественным жилищем или выбросами и сбросами предприятий, построенных с нарушением СЗЗ и осуществляющих слив отходов производства в жилую зону, ни сотрудники ЦГСЭН, ни сотрудники Комитетов охраны природы, не имеют права участвовать в судебной экспертизе, поскольку будут стараться скрывать свои предыдущие промахи или промахи своих коллег по надзорной и контрольной деятельности (то есть потому, что являются заинтересованными в результатах экспертизы лицами).
Что бы не быть голословным, приведу одну небольшую цитату из Методического руководства Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) "Оценка и возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи населению в результате противоправных действий юридических и физических лиц в системе ОМС", Москва, 2000 г. стр. 23:
" …то, в отношении большинства других заболеваний населения (например, хронических), обязанности по установлению их связи с вредными факторами окружающей среды возложены на местные органы санэпиднадзора, которые однако, не всегда располагают необходимыми кадрами и ресурсами для проведения этой работы. Как правило, достаточно полные для проведения экспертизы материалы могут быть получены лишь ограниченным числом научных учреждений".
Высокая ценность и непредвзятость этой цитаты заключается в том, что она принадлежит специалистам государственной (!) организации, которые по роду своей деятельности постоянно сталкиваются с проблемой доказывания причин массовых заболеваний граждан в судебном порядке (!).
Вот и всё что я хотел сказать по этому поводу. Пространно получилось только потому, что уж слишком часто возникают у граждан и чиновников эти вопросы относительно лицензирования, сертифицирования и аккредитации и слишком часто очень многие путают Закон и незаконные трактовки этого Закона, а также незаконные подзаконные акты, которые чиновники используют в своих корыстных целях.

Что касается нашей организации, то эффективность нашей деятельности в решении проблем массовых заболеваний граждан мы доказали публично и неоднократно, как в области административных, так и правовых путей решения подобных проблем и потому ни в каких лишних, липовых документах не нуждаемся. Что касается современного аналитического оборудования, то в настоящее время арендуем по договору рабочее время в организациях, где это оборудование содержится в надлежащем и рабочем состоянии. Всё используемые нами приборы зарегистрированы в России как средства измерения и все используемые нами методики также легитимны и зарегистрированы. Специалисты, как работающие на масс-спектрометрах, так и обслуживающие их, имеют подходящее физико-техническое образование и прошли специальное обучение (за рубежом, на фирмах производителях). Мы несём всю полноту ответственности за результаты своей экспертной работы и за все 15 лет работы в этой области, никто и никогда не опроверг наши результаты.
Например, при обнаружении нами сверхнормативных концентраций шести токсичных элементов второго класса опасности в питьевой воде г. Зеленограда (факт, который упускали все контролирующие и надзирающие ведомства почти на протяжении 50 лет!) была проведена комиссионная проверка наших результатов с участием Российской Медицинской Академии последипломного образования (профессор, д.м.н. Буштуева Кира Андреевна), НИИМосводоканала, Российско-французской аналитической лаборатории "Роса", аккредитованной при Мосводоканале, ЦГСЭН по г. Москве и ЦГСЭН по г. Зеленограду. Правда, следует отметить, что мы ждали, пока все эти организации докупят необходимое оборудование и реактивы, и откалибруют свои приборы, чтобы наравне с нами участвовать в комиссионных измерениях.
Мы неохотно берёмся за одиночные измерения чего бы то ни было. Для нас важнее предложения по решению более сложной и интересной задачи - доказательного установления причин массовых заболеваний граждан в связи со сверхнормативным загрязнением среды обитания (питьевой воды, воздуха жилых или рабочих помещений, атмосферного воздуха). В профессиональном плане нам также интересны задачи по установлению источников обнаруженных нами токсичных веществ. Само по себе измерение токсичных веществ в объектах окружающей среды практически ничего не даёт пострадавшему гражданину, поскольку от измерения сверхнормативных концентраций токсичного вещества в объектах среды обитания до восстановления нарушенного права гражданина на охрану здоровья, жизнь и благоприятную среду обитания - очень большой путь.

А.Ф. Фитин.

 

 

Hosted by uCoz