Научный центр экологической токсикологии
начало > введение > письмо Ю.М. Лужкову, декабрь 1999 г.

Мы помещаем на своём сайте письмо Юрию Михайловичу Лужкову, которое было опубликовано в газете
"Здоровый город" №19 (23) в декабре 1999 г.
то есть задолго до событий, которые нанесли чудовищный по своим масштабам урон жизни и здоровью граждан:
- при многомесячном задымлении атмосферы города в связи с торфяными пожарами;
- в процессе проведения операции по спасению заложников "Норд-оста".
В начале 2000 года мы получили от чиновников санитарно-эпидемиологичского надзора г. Москвы и главного управления здравоохранения г. Москвы отказ в распространении функций нашего Центра на детей г. Москвы. Со временем мы поместим на нашем сайте эти ответы чиновников, в которых они неприкрыто врут. К несчастью, враньё чиновников оказалось не столь безобидным и очень больно ударило по детям, пострадавшим в результате массовых интоксикаций, описанных.

"Центр экологической педиатрии предлагает решить проблемы массовых детских заболеваний, обусловленных воздействием химических и физических патогенных факторов"

Глубокоуважаемый Юрий Михайлович !

Как только в России (в том числе и в Москве) случается экстренная ситуация, связанная либо с выбросом токсичных веществ и/или с массовым заболеванием населения, так сразу начинается вавилонское столпотворение. Создаются штабы, начинают созываться частые совещания в которых принимают участие сотни чиновников. На месте аварии суетятся сотрудники нескольких десятков организаций. Производится масса бессистемной и бессмысленной и, в конечном итоге, безрезультатной работы. Чаще всего большие силы тратятся на то, что бы убедить население, что ничего серьёзного не произошло и беспокоиться не следует. Окончанием такого процесса является, как правило, забвение аварийной ситуации, но не решение проблем её последствий. В громадном большинстве случаев при таком подходе не решается три главных задачи:
- не выявляется источник патогенных факторов;
- не идентифицируется конкретное химическое вещество или физический фактор, лежащие в основе массового заболевания;
- не устанавливается правильный диагноз, и как результат не реализуются эффективные, целенаправленные, скоординированные и бесконфликтные методы лечения многочисленных патологических проявлений воздействия химического или физического фактора.
Заранее предчувствуя полный неуспех в исследовании таких случаев, власть на всех её уровнях старается их максимально замолчать и скрыть. Причин неэффективности работы многих организаций в подобных ситуациях много, но мы остановимся на анализе только ведущих. Рассмотрим их по порядку.
1) Большинство организаций участников процесса загружены текущей работой, структура которой далека от структуры и существа задач решаемых в экстренной ситуации. Аварийные ситуации для большинства организаций принимающих участие в ликвидации их последствий являются внештатными.
Возьмём, например, главного участника процесса для которого задача установления причин заболеваний является одной из ведущих - санитарно-эпидемиологическую службу. Её аналитические подразделения определяют в объектах окружающей среды очень небольшой и стандартный перечень токсичных веществ. В экстренной же ситуации стоит уникальная задача - определить неизвестное вещество (одно из нескольких десятков тысяч). Очевидно, что решить такую задачу в лоб, даже обладая современным аналитическим оборудованием, практически невозможно. При этом следует иметь ввиду, что в окружающей среде одновременно присутствует несколько тысяч веществ, не имеющих отношения к аварии. Приезжая на место аварии представители санэпидслужбы начинают определять тот стандартный и очень небольшой перечень веществ, который могут и который чаще всего не имеет никакого отношения к аварийным веществам. Например, при интоксикации детей в Восточном округе столицы в 1998 году (см. ниже) ЦГСЭН с непостижимым упорством и с большой частотой, каждый день на протяжении месяца определяла углеводороды, не имеющие никакого отношения к аварийному выбросу. Поведение других организаций в аварийной ситуации связанной с "химией" ещё более бессмысленно.
2) Большинство организаций работающих на месте аварии практически ничем не вооружены для решения основных задач. Сотрудники Экологической милиции, МЧС и Минприроды кроме органов зрения, обоняния и осязания ничем из аналитических приборов не владеют. Полковник МЧС приехав на место аварии в Восточном округе столицы (см. ниже) перед камерами заявляет, что: "беспокоится не стоит, просто в системе ливневого стока сдохла кошка, которая и является источником неприятного запаха". Через несколько недель, этот же полковник, в момент взятия нами проб на анализ, припорашивая песком канализационный люк, из которого доносится неприятный запах, докладывает по мобильному телефону на "верх" что де: "очередной источник обнаружен и ликвидирован".
Теперь, что касается медицины. В этой области медицины работают клинические токсикологи, профпатологи, представители медицины катастроф и экопедиатры. Однако отечественная клиническая токсикология имеет дело только с острыми случаями отравления, когда существует угроза жизни. В связи с этим наша отечественная клиническая токсикология это по содержанию - реаниматология. При большинстве же экстренных ситуаций реализуются в основном неострые и хронические отравления. При этом территориальная медицина не в состоянии поставить токсикологический диагноз и ограничивается постановкой диагнозов общепедиатрического и общетерапевтического плана. Итог такой ситуации - множество специалистов разного профиля несогласованно лечат многочисленные проявления единого заболевания у одного и того же пациента, даже не подозревая об этом. Такое лечение наносит только дополнительный вред пациенту.
Профпатологи обслуживают только очень ограниченный контингент взрослого населения. Их опыт ограничивается только многолетним наблюдением за пациентом, профессилональные вредности для которого хорошо известны. Что делать с пациентом, который не наблюдался профпатологом на протяжении нескольких предыдущих лет, или для которого неизвестно вещество, вызвавшее отравление - профпатолог не знает. Поскольку детской профпатологии не существует, то профпатолог не знает, что делать с ребёнком, поступившим с места аварии.
Отечественная медицина катастроф специализируется в основном на повреждениях, вызванных ограниченным кругом физических факторов - механическими, термическими, холодовыми и практически не имеет отношения ни к "химии", ни к радиации.
Несколько лет назад в отечественной медицине оформилось новое направление - экопедиатрия. Оно занимается только теми заболеваниями детей, которые вызваны воздействием патогенов в концентрациях ниже нормативного уровня. При этом ничего от эко- в этом направлении практически нет. Представители этого направления не измеряют и не дифференцируют многочисленные патогены химической и физической природы, воздействующие на ребёнка, они говорят лишь о "неблагоприятной экологической обстановке". Исследования массовых заболеваний детей в экологически неблагоприятных районах, как правило, не сопровождаются исследованиями качества окружающей среды и не приводят к установлению конкретных патогенов вызвавших то или иное заболевание. Очевидно, что каких-то безликих экопатологий в природе не существует, а есть острые и хронические заболевания химической и физической этиологии, в основе каждого из которых всегда лежит воздействие конкретного патогена химической или физической природы.
Для адекватного решения медицинской задачи при неострых и хронических интоксикациях требуется как специальный инструментарий, так и специальные методы. Необходимо доказать связь конкретного массового заболевания с воздействием конкретного патогена химической или физической природы. Только доказав такую связь можно принять меры к ликвидации источника патогена и к целенаправленному лечению пациентов.
3) Многочисленные участники процесса не могут эффективно обмениваться профессиональной информацией - т.е. на лицо практически полное отсутствие их функциональной взаимосвязи. Например, лечащий врач никогда не пользуется ни данными санитарной химии, ни результатами других организаций, участников процесса. Аналогичных примеров отсутствия жёстких функциональных связей между перечисленными направлениями великое множество. Причин также много - от ведомственной разобщённости до отсутствия в каждом из направлений как специалистов способных эффективно передавать в удобоваримом виде информацию в смежные направления, так и специалистов способных эффективно воспринимать такую информацию и пользоваться ею в своей деятельности. А, главное, это неуверенность большинства участников процесса в достоверности и востребованности получаемой ими информации. В случае исследования причин острого случая массового заболевания неизвестной этиологии, как правило, создаётся штаб, куда стекается не оценённая по достоверности и по значимости многочисленная и разнородная информация. При этом те, кто её добывает, и часто обладает высоким профессиональным уровнем, не участвует в её глобальном анализе. Специалисты надеются, что посланная ими наверх информация будет проанализирована и наверху будет найдено решение проблемы. Наверху же, обезличенная информация не может быть сколь-нибудь системно и профессионально проанализирована группой администраторов и распорядителей. Система работает в холостую. Этот вывод мы сделали на основе многочисленных отчётов организаций-участников исследования случаев массовых заболеваний неизвестной этиологии.
На территории большого промышленного города - Москвы достаточно часто регистрируются случаи массового попадания токсичных веществ в густо населённую жилую зону. Очевидно, что главным итогом таких выбросов является локальное повышение уровня заболеваемости населения и особенно среди наиболее иммобилизованных популяций - детей и старшего поколения. Существует очень небольшое количество случаев массовых заболеваний химической и физической этиологии, которым "везёт". Эти случаи связаны либо с массовым проявлением ярких и необычных симптомов, очевидных на обывательском уровне (облысение, пожелтение, сыпь, плавающая походка), либо с яркими и очевидными для всех свойствами патогенных факторов - запах, цвет, звук.
Остальным, более многочисленным случаям "не везёт" и к ним не привлекается внимание общества и медицины. Эти случаи в большинстве своём так и остаются неисследованными.
Подспудно ощущая полную беспомощность в разрешении подобных внештатных ситуаций, руководители разных уровней начинают осознавать необходимость создания каких-то специализированных подразделений. Как только случается нечто подобное, так, который уже раз, возобновляются разговоры о создании новых управленческих и координирующих структур (например, Центра Кризисных Ситуаций). Казалось бы неужели не хватает сил МЧС, Минприроды, Минздрава, Экологической милиции, МВД, ФСБ и массы других министерств и ведомств ?
На наш взгляд, проблема не решается созданием очередного координирующего органа. Главное не создание органов управления и координации, а создание автономно работающих компактных структур, способных самостоятельно решать комплексные проблемы. Как показывает анализ действия многочисленных служб по двум случаям загрязнения окружающей среды (см. ниже), лимитирующим звеном в решении подобных проблем является не только отсутствие координации, но и отсутствие профессиональных и вооружённых специальным инструментарием коллективов, способных решать комплексные проблемы, возникающие при аварийном загрязнении окружающей среды.
Наиболее эффективно с нашей точки зрения вкладывать средства в уже существующие и эффективно функционирующие в этой области структуры. Хотим мы того или нет, но практически любое неблагополучие окружающей среды в густонаселённом городе в первую очередь негативно сказывается на здоровье граждан. В связи с этим не вызывает сомнения, что в основе такого подразделения должно находится медицинское учреждение.
На наш взгляд наиболее эффективно вложение средств в структуры, которые способны самостоятельно исследовать все аспекты многопланового явления связанного с внезапным загрязнением окружающей среды. Центр Экологической Педиатрии Федерального Управления медико-биологических и экстремальных проблем при МЗ РФ на базе Детской Клинической больницы № 38 на наш взгляд является именно таким подразделением, объединяющим специалистов разного профиля для решения комплексных задач возникающих при воздействии на население патогенных факторов химической и физической природы. Специалисты Центра имеют большой положительный опыт решения проблем массовых заболеваний населения, обусловленных воздействием химических и физических (излучения, радионуклиды) патогенов. Чернобыль, Курчатов, Черновцы, Силламяэ, Свердловск, Алтайский Край, Москва, Зеленоград - вот неполный перечень территорий, на которых сотрудники, работающие в Центре, решали задачи по идентификации массовых заболеваний неизвестной этиологии.
На наш взгляд, именно сочетание экологических и медицинских технологий в структуре единого подразделения способствует эффективному решению комплексных проблем, связанных с аварийным воздействием патогенов химической и физической природы на население.

Несколько слов о том, почему мы обращаемся "через голову", непосредственно к Вам, минуя все инстанции.
Во-первых, мы делали безуспешные попытки выйти на Вас при решении тех или иных медико-экологических проблем города (Проблема водоснабжения через южный водопроводный узел, проблема массовых заболеваний детей в Зеленограде, проблема массового заболевания детей в Восточном округе). Однако каждый раз всё возвращалось на круги своя. Наше письмо попадало в какой-нибудь комитет, министерство или ведомство, мы получали формальную отписку и никаких решений в конечном итоге не принималось.
Во-вторых, проблемы, которые мы решаем, носят комплексный характер, за каждый аспект которой отвечает множество различных ведомств. При этом каждое ведомство может решать только небольшую часть многогранной проблемы и не может принять общего решения. В связи с этим мы обращаемся к Вам не "через голову", а "через головы".

Глубокоуважаемый Юрий Михайлович !

Центр Экологической Педиатрии готов взять на себя функцию проведения экспертизы случаев массовых заболеваний детей неизвестной этиологии, регистрируемых на территории города.
Центр решает следующие задачи:
1. Установление причин острых массовых заболеваний детей, связанных с воздействием патогенных факторов химической и физической природы, за исключением случаев реанимационной токсикологии.
2. Оценка уровня интоксикации при появлении токсичных веществ в жилой зоне.
3. Применение современных методов диагностики, лечения и реабилитации пострадавших от воздействия патогенных факторов химической и физической природы. Отслеживание долговременных эффектов интоксикации.
4. Установление причин хронических массовых заболеваний детей, связанных с воздействием патогенных факторов химической и физической природы.
5. Проведение плановых работ на наиболее загрязнённых территориях города, характеризующихся повышенным уровнем детской заболеваемости с целью установления истинных причин массовых заболеваний.

Для выполнения сформулированных задач Центр располагает:
1. Подходящей клинической базой (246 специализированных коек, центр внеорганного очищения крови, реабилитационно - восстановительный центр, реанимационное отделение. Имеется возможность санаторно-курортной реабилитации - санаторий "Истра").
2. Современным диагностическим и лечебным оборудованием позволяющим осуществлять многопрофильную медицинскую помощь детям.
3. Условиями и методами восстановительного лечения (массаж, сауна, бассейн, солярий, фито -, физио -, механо -, лазеро -, магнито -, иглорефлексотерапия, грязелечение, лечебные ванны, водный массаж, лечебная физкультура.
4. Базой данных по токсикологии и экологии нескольких сотен тысяч токсичных веществ с возможностью поиска веществ по симптомам интоксикации.
5. Технологией токсико-патогенетического и токсико-клинического анализа, позволяющей устанавливать причины массовых заболеваний населения.
6. Технологией создания электронной карты региона с нанесением на неё заболеваемости на основе единого статистического талона учёта заболеваемости, а также основных показателей качества окружающей среды (вода, воздух).
7. Положительным, многолетним опытом работы по выявлению, идентификации, диагностике и лечению массовых заболеваний химической и физической этиологии.

Установление причин массовых заболеваний неизвестной этиологии невозможно без проведения скоординированных аналитических исследований токсичных веществ, как в объектах окружающей среды, так и в биосредах пациентов. В настоящее время Центр арендует аналитическое оборудование, позволяющее определять широкий перечень токсичных веществ в питьевой воде, воздухе, в моче, крови, молоке, волосах и ногтях (практически все элементы периодической системы и более сотни тысяч органических, токсичных веществ). Для оперативности решения сформулированных задач, необходима укомплектация Центра современным аналитическим оборудованием. Для размещения аналитического подразделения Центр имеет практически готовое для ввода в эксплуатацию двухэтажное здание. Для проведения оперативного и глубокого обследования пострадавшего контингента в условиях экстренной ситуации необходима доукомплектация диагностической базы Центра современным оборудованием.
На примерах исследования экстренного случая массовой интоксикации школьников на территории Восточного округа, а также случая долговременной хронической интоксикации детей в г. Зеленограде нами продемонстрированы уникальные возможности Центра по решению перечисленных выше задач.


Руководитель Центра экологической педиатрии,
главный врач ДКБ № 38 ФУ "Медбиоэкстрем" МЗ РФ
канд. мед. наук Голоденко Виктор Иванович

Научный руководитель ЗАО Научный центр экологической токсикологи
канд. биол. наук Фитин Алексей Фёдорович

1999 г.

Приложение:

Установление причинной связи высокого уровня заболеваемости детей с качеством питьевой воды в г. Зеленограде (1995-1998 гг.).
Это пример "тихой" или незаметной катастрофы, последствия которой более глобальны чем при большей части внезапных и потому заметных катастроф. На протяжении всей своей, почти 40 летней истории г. Зеленоград характеризовался повышенным уровнем заболеваемости, особенно среди детского контингента. По некоторым нозологиям уровень заболеваемости в Зеленограде превышал средний по Москве в 2 - 4 раза. В некоторых же микрорайонах города заболеваемость по ряду нозологий превышала общемосковский уровень в несколько десятков раз. Молчаливо подразумевалось, что причина этого явления - специфические токсичные выбросы микроэлектронной промышленности.
Наши исследования показали, что распространение по территории города целого ряда неинфекционных заболеваний коррелирует с распространением артезианской воды в водоразводящей сети города. В воде артезианских источников, используемой для питья нами было обнаружено присутствие в сверхнормативных количествах шести элементов - лития, стронция, фтора, бария, бора и железа. Первые пять из перечисленных токсичных элементов относятся ко второму классу опасности (высокотоксичные вещества) и определяют патогенетический спектр заболеваний, повышенный уровень которых регистрируется на территории города - заболевания почек, заболевания желудочно-кишечного тракта, флюороз. Показано, что значительная группа заболеваний входящая в "острые кишечные инфекции не установленной этиологии" никакого отношения к инфекциям не имеет, а обусловлена острой реакцией организма на неорганические токсичные ингредиенты питьевой воды. Обнаружено, что распространение по территории города некоторых инфекционных заболеваний установленной этиологии также коррелирует с распространением токсичных элементов в питьевой воде. Это указывает на вторичный или производный характер этих заболеваний относительно заболеваний химической этиологии.
Более двадцати лет тому назад для решения проблемы массовой заболеваемости детей в г. Зеленограде был построен нефрологический детский санаторий. На протяжении последних десяти лет на территории города проводились интенсивные исследования силами двух ведущих НИИ - педиатрии и детской хирургии и НИИ гигиены и экологии человека им. Сысина. Однако эти многолетние усилия не привели ни к чему. Заболеваемость детей в Зеленограде продолжала расти год от года. Только после выявления нами истинных причин массовых заболеваний стало ясно, почему стандартные методы терапии были совершенно неэффективны. Так, например, лечение Острых Кишечных Инфекций (которые оказались неинфекционными заболеваниями, обусловленными воздействием патогенных элементов питьевой воды) антибиотиками не могло привести к излечению этих патологий, а только ещё более усугубляло ситуацию. Лечение нефропатий низкосолевыми диетами и диуретиками также не могло привести к успеху, а лишь усугубляло ситуацию. Присутствие в питьевой воде лития делало такое лечение не только бессмысленным, но и вредным.
После завершения нами работы, которая доказала связь массовых заболеваний детей с низким качеством питьевой воды, Мосводоканал при участии администрации города частично привёл качество питьевой воды в г. Зеленограде в норму. Буквально через год после этого мы, по результатам официальной медицинской статистики за 1998 год, наблюдаем значимое снижение заболеваемости среди детей г. Зеленограда по следующим патологиям: заболевания перинатального периода, врождённые аномалии, заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания почек, заболевания кожи и подкожной клетчатки. Причём снижается уровень именно тех заболеваний, которые до смены качества питьевой воды непрерывно росли. Уровень заболеваемости снижается именно в тех микрорайонах города, в которых были проведены мероприятия в системе питьевого водоснабжения. Экономический эффект налицо.


Исследование источника и ингредиентов токсичного выброса на территории Восточного округа. Оценка уровня токсичного воздействия искомого токсиканта на здоровье пострадавших (1998 г.).
А , это пример внезапной катастрофы.
Исследовались причины практически синхронного появления неприятного запаха на территории нескольких округов г. Москвы, а также причины появления запаха меркаптана на территории двух микрорайонов Восточного округа.
Нами доказано, что в первом случае появление неприятного запаха на территории нескольких округов города связано с аварийным перебросом из фекальной канализации в систему ливневого стока. На это со всей определённостью указывает как громадное количество кишечной палочки, так и наличие ингредиента фекального запаха - диметилдисульфида в системе ливневого стока. Никаких обращений граждан в органы здравоохранения ассоциированные с экспозицией ингредиентами неприятного запаха не зарегистрировано.
Во втором случае появление специфического запаха меркаптана в системе ливневого стока на Фрязевской и Вешняковской улицах связано со сбросом отходов промышленного производства меркаптанов. Наиболее вероятна - привозная природа источника. Появление запаха сопровождалось внезапной массовой интоксикацией школьников. В системе ливневого стока нами были обнаружены органические соединения серы - дибутил-дисульфид и дибутил-трисульфид, что со всей определённостью указывало на то, что основным компонентом токсичного выброса мог быть только быстро испаряющийся с поверхности воды продукт многотоннажной химии - бутилмеркаптан. Наиболее вероятный пункт слива остатков частично окисленного бутилмеркаптана - специализированная мойка вагонов на территории электродепо "Новогиреево", на территории которой находится самая высокая отметка в системе ливневого стока, где органолептически ощущался запах меркаптана и где были инструментально зарегистрированы органические соединения серы.
Количество детей подвергшихся интоксикации меркаптаном по оценке составляет не менее 30 % учащихся школ № 409 и № 795. Проведённое углублённое обследование 47 детей с характерными жалобами и внешними признаками интоксикации выявило как аллергическую, так и токсическую компоненты проявления заболевания на клиническом и на биохимическом уровнях. Токсический эффект в основном проявился в виде поражения органов желудочно-кишечного тракта, нервной системы, почек, а также отразился на клетках эритроцитарного ряда.
Обращал на себя внимание высокий уровень сцепленности признаков и проявлений заболевания на уровне каждого отдельного пациента. Это свидетельствовало о неслучайном изменении каждого из параметров и в общем-то, о единой причине перечисленных признаков и проявлений заболевания. Причиной поражения желудочно-кишечного тракта явилось образование комплекса бутилмеркаптана с цитохромом P-450, что выразилось в торможении его активности. Это привело к прекращению выведения из организма многочисленных ксенобиотиков поступающих с пищей, что и привело к проявлению гастритов. Избыток меркаптана привёл к сдвигу равновесия в катаболизме цистеина и к накоплению в организме аммиака, что и проявилось в поражении нервной системы.
На основании установленной причины массового заболевания были проведены целенаправленные терапевтические мероприятия.

 

 

 

 

Hosted by uCoz